Свердловский министр культуры Алексей Бадаев, с чьим именем в 2010 году было связано наибольше количество скандалов, оказался в центре нового.
Как передает корреспондент «URA.Ru», в блогосфере объявлено о старте акции: «Бадаев! Извинись перед Колядой!». Открытое письмо с таким заголовком предлагается направить в адрес главы минкульта, как реакцию на одно из его интервью. В нем он ставит под сомнение важность и знаковость для региона драматурга Николая Коляды, приводит свои доказательства того, что карьера уральца на излете и оговаривается, что после такого выступления получит очередную истерику оппонента. Впрочем, Алексей Бадаев просчитался – драматург истерить не стал, а лишь в очередной раз удалил свой блог.
Зато за Николая Коляду вступились те, кому его творчество дорого и ценно. Обозреватель федеральной «Российской газеты» Валерий Кичин оценил случившееся, как «творцу, который войдет в историю российского театра, опять плюнули в суп»: «Является мелкий герострат в лице областного министра культуры и туризма Бадаева. И трудолюбиво подсчитывает, сколько пьес Коляды идет в Москве, делая вывод, что Коляда, мол, на излете. Почему-то проходит мимо практики местной академической драмы, где не идет не только Коляда, но и большинство русских классиков, где ставятся отходы зарубежных коммерческих театров и почему-то мюзиклы. И где вообще не представлена знаменитая уральская школа современной драматургии, которую создал тот же Коляда. Где уже много лет нет настоящего художественного лидера, нет репертуарной политики и потому нет зрителя. А потом министр высказывает свое высочайшее сомнение в том, что театр Коляды способен собрать зал. Сыграть в избушке – это, пожалуйста. А настоящий зал – это, мол, вряд ли».
«Понятно, что екатеринбургский министр культуры и туризма вряд ли читает по-французски или по-польски. А если судить по способу изъясняться, я даже сомневаюсь, что он читает по-русски. Вполне возможно, что ему туризм в Куршавель ближе, чем тур в искусство. Но ему могли рассказать, могли донести ему, что в Париже многотысячный зал «Одеон» ломился от публики. И не попасть было в московский «Современник», когда там гастролировал «Коляда-театр». И что театр с нетерпением ждут во многих странах мира, где для его спектаклей намерены предоставить отнюдь не такой курятник, в каком он играет дома. Бадаева вполне устраивают полупустые залы на спектаклях некогда славной Свердловской академической драмы. Но Бадаев сомневается в Коляде. Он так сомневается, что только Бог знает, сколько пьес теперь не будет написано оскорбленным Колядой, и что мы все теряем от сомнений этого министра культуризма», - пишет Кичин.
С ним согласны и другие россияне, начавшие акцию по отправке писем. В своих блогах они публикуют фотографии отправляемых посланий, суть которых одинакова – говоря о Николае Коляде министр использовал уничижительную лексику («Коляда меня обматерит…», «Коляда прибедняется…»), «распространяли сведения, не соответствующие действительности: («Если мы проанализируем сейчас репертуар московских и питерских театров, то Коляды там нет…»), говорили о том, что на фестивале «Коляда-plays» нет конкурсного отбора – опираясь здесь на непроверенную информацию, слухи («…Мне рассказывают артисты, мои выпускники из одного театра…»). Тем самым, Вы публично поставили под сомнение профессионализм драматурга и режиссера Николая Коляды, в том числе и в глазах театрального сообщества». Требование одно – публичное извинение.
Помимо традиционной почты, возмущенные россияне оставляют сообщения на странице министра в социальной сети «В контакте».
Фотографии в блогах указывают, что письма отправляются не только из Екатеринбурга и Москвы, но и Тюмени, Красноярского края. Связаться с самим Николаем Колядой сегодня не удалось. Можно предположить, что особой радости он не испытывает: странность ситуации в том, что полтора месяца назад губернатор Александр Мишарин (работодатель Бадаева) публично дал распоряжение оказать содействие драматургу и поддержать созданный им «Коляда-театр».
Напомним, этот скандал – не первый в трудовой биографии Алексея Бадаева. Ненависть свердловчан он ощутил на себе, когда добился назначения на пост художественного руководителя Театра эстрады в Екатеринбурге Александра Новикова, не мог помочь в решении финансовых проблемах единственного толстого литературного журнала «Урал», участвовал в борьбе за мужской хоровой лицей и уральский музыкальный колледж.