Возможности финансово-кредитного сервиса расширяются. Растет и количество мошенников, которые наживаются за счет невнимательных граждан. На каком уровне находится современная финансовая грамотность?
ПАО «МТС», один из крупнейших российских телекоммуникационных операторов и провайдеров цифровых услуг провёл социологический опрос жителей Свердловской области в рамках Президентской программы «Повышения финансовой грамотности населения». В исследовании приняли участие более тысячи жители крупнейших городов Свердловской области: Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Каменска-Уральского и Первоуральска.
Для проведения исследования МТС использовал продукт «Телеинфо», где респондентам предлагалось ответить на вопросы, записанные звуковыми файлами, посредством нажатия той или иной клавиши на телефоне.
На вопрос «Считаете ли вы себя финансово грамотным человеком» утвердительно ответили меньше половины уральских респондентов. Причём женщины чаще называли себя грамотными в финансовых вопросах, чем мужчины. Наиболее высокую оценку своим познаниям дали жители Каменска-Уральского (47% положительных ответов). Критичнее других к себе подошли тагильчане: «Да» сказали только 38%.
Наиболее осведомленными об опасностях и угрозах в финансовой сфере оказались жители Екатеринбурга — 74%. А вот в Первоуральске опасность финансовых пирамид и мошенничества в этой сфере понимают только 46% опрошенных.
Порядка 60% респондентов прибегали к услугам кредитных организаций, что подтверждает данные государственной статистики. Любопытна закономерность — количество женщин, ответивших «Да» на вопрос о получении кредитов, более чем в два раза превзошло количество мужчин, использующих заёмные средства. Данный феномен не был зафиксирован лишь в Первоуральске, где женщины и мужчины дали почти одинаковые ответы.
Екатеринбург ожидаемо показал высокий уровень финансовой грамотности населения, и только 45% опрошенных екатеринбуржцев выразили готовность бесплатно повысить уровень своей финансовой грамотности в рамках госпрограммы, тогда как в Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском и Первоуральске эту возможность готовы использовать свыше 60%.
Проведенное вместе с МТС исследование позволило нам оперативно получить большой пласт качественной социологической информации по основным городам Свердловской области. Работа будет продолжена и в других муниципалитетах, — отметила директор регионального центра финансовой грамотности Елена Овсянникова.