Большинство региональных бизнес‑школ переключились на частных клиентов. Крупные компании сократили образовательные бюджеты до минимума, оставив лишь обучение продажам и индивидуальные тренинги для
1 | Екатеринбург
На екатеринбургском рынке бизнес‑образования наиболее популярны микропрограммы и однодневные тренинги, а также бизнес‑тусовки, где руководители компаний обсуждают текущие проблемы. Вырос спрос на тренинги по эффективным продажам. Владимир Синчук (УЦ «Потенциал»): «Крупные корпоративные заказчики потеряли интерес к дорогостоящему обучению, в частности к МВА. Годовые контракты 2008 г. сменились краткосрочными договорами».
2 | Казань
Казанские тренинговые компании выживают за счет корпоративных программ, проводимых с выездом к заказчику, и усиливают свои позиции в сегменте индивидуальных клиентов. Гузель Хисматуллина (TeamSoft): «Заказчик рассчитывает получить максимальный эффект при минимуме вложенных средств и времени. Эпоха бизнес‑тренингов, в рамках которых участники танцевали, занимались очищением энергетических полей и медитациями, прошла».
3 | Новосибирск
Ключевой тенденцией кризиса новосибирские тренинговые компании называют сокращение количества учебных центров. По некоторым оценкам, из 500 игроков на рынке осталось лишь около 200. Вера Маркова (ЦДО): «Если до кризиса компании заказывали обучение продажам, маркетингу, стратегии, управлению персоналом, то сейчас нужны другие программы. Но какие именно — не ясно. Сами клиенты пока не могут четко структурировать спрос».
4 | Нижний Новгород
В условиях двукратного снижения спроса игроки нижегородского рынка ориентируются не на корпоративного клиента, а на частного. Эксперты утверждают: рынку не хватает квалифицированных кадров. Василий Козлов (Green City): «Всюду требуются менеджеры, при этом менеджеры по диплому не могут найти работу: их компетенции рассогласуются с требованиями работодателя, который не склонен тратить деньги на «доводку» персонала».
5 | Челябинск
Игроки челябинского рынка считают, что в кризис клиенту необходимо предлагать максимально широкий ассортимент программ и направлений. Наталья Рагоулина («АлександриД‑Карьера»): «Сейчас сложно работать прибыльно только по своей специализации». Рентабельность образовательного бизнеса снизилась с 40‑45 до 15‑20%, в отдельных случаях — до 4‑5%. А большинство мелких компаний приостановили свою деятельность.
6 | Самара
Осенью 2008 г. промышленные предприятия Самарской области сократили бюджеты на корпоративное обучение на 70%. Но уже с июля 2009 г. началось небольшое оживление спроса в этом сегменте. По словам Ольги Захаровой (СИДО), запросы компаний‑заказчиков изменились. Теперь они хотят получить от бизнес‑школы не только практические навыки, но и консалтинг: не просто тренинг переговоров, а постановку всей системы продаж.
7 | Ростов‑на‑Дону
Почти 70% оборота в I полугодии 2009 г. ростовские бизнес‑школы сделали на частных клиентах, посещавших краткосрочные программы и тренинги. Игроки рынка надеются также на гостендеры от Минэкономики и областного центра занятости. Ирина Мишурова (РГЭУ «РИНХ»): «Будут выживать крупные структуры, в первую очередь при вузах или успешных компаниях. В лучшем положении окажутся бизнес-школы, выигравшие тендеры у госзаказчика».
8 | Красноярск
Красноярские бизнес‑тренеры зарабатывают на малом и среднем бизнесе. Корпоративные клиенты заморозили бюджеты на 2009-2010 гг. Наталья Дьячук («Харизма»): «Около 80% наших крупных корпоративных клиентов либо полностью сокращают бюджет на развитие персонала, либо его минимизируют. В 2010 г. рынок оживится, но легче не станет. На мой взгляд, режим экономии во многих крупных компаниях будет действовать еще несколько лет».
Три крупнейшие бизнес‑школы обучили 8,5 тыс. человек
Количество слушателей у трех крупнейших бизнес‑школ за I п/г 2009 г., чел.
Город
|
Кол-во слушателей
|
Екатеринбург
|
8 473
|
Челябинск
|
5 058
|
Казань
|
3 768
|
Новосибирск
|
3 240
|
Самара
|
2 440
|
Ростов-на-Дону
|
2 149
|
Нижний Новгород
|
1 823
|
Красноярск
|
1 643
|
Источник: ТОП‑лист «ДК».