Меню

Свердловская область избежала нефтяной иглы

Нефть, найденная на стыке Среднего Урала и ХМАО, залегает на территории соседей, а значит, доходы от ее добычи пойдут в югорский бюджет. Но наша область все же может заработать на «черном золоте».

Как сообщал DK.RU, на Северном Урале разведаны два новых нефтяных месторождения (Оурьинское и Западно-Колтогорское), объем которых оценивается в 45 млн т, рассказали в Минприроды РФ.
 
«Это событие подтверждает статус Западно-Сибирского региона, одной из самых мощных нефтегазовых провинций и центра притяжения российских и иностранных инвесторов», — прокомментировал находку министр Сергей Донской.
 
Он полагает: теперь есть все основания утверждать, что запасы нефти в Западной Сибири далеко не исчерпаны.
 
Разведку Западно-Колтогорского месторождения провела Сибирская геологическая компания — структура компании Zoltav Resources Inc, совладельцем которой является сын Романа Абрамовича Аркадий. Оурьинское месторождение открыла компания «Евротэк Югра», принадлежащая испанскому нефтегазовому гиганту Repsol. Это месторождение, крупнейшее из обнаруженных за последние два года (объем — 33 млн т условного топлива), интересно тем, что находится прямо на границе Свердловской области и ХМАО. Правда, территориально оно все же расположено в Югре, отмечают в региональном Минприроды.
 
«По этой причине его разработка и мониторинг ситуации не относится к компетенции нашего министерства», — заявил DK.RU глава ведомства Алексей Кузнецов.
 
А это значит, что никаких нефтяных доходов бюджету Свердловской области ждать не приходится.
 
У предприятий региона, тем не менее, есть шанс поучаствовать в разработке месторождения. Понадобится как инфраструктура, так и оборудование для добычи и транспортировки нефти.
 
«Как правило, добыча нефти происходит в дикой местности, и нефтяники создают инфраструктуру сами, — напоминает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Им требуется электроэнергия, машины и механизмы для добычи и перекачки нефти, различное вспомогательное оборудование, трубы, кабель, а также все для обеспечения жизни и условий работы. Многое из этого производится в Свердловской области, и предприятия региона могли бы стать поставщиками нефтяников. Но не стоит забывать, что, во первых, само месторождение еще не выставлено на конкурс, неизвестно, когда это произойдет и кто его выиграет. Во вторых, совершенно не факт, что победитель конкурса на право освоения месторождения будет заказывать все необходимое у местных компаний. У него могут быть свои поставщики. Конкуренция в этом сегменте очень высока».
 
Интересно, что в Свердловской области есть и собственные изведанные нефтяные месторождения — их объем, по данным «Областной газеты», оценивается в 50 млн т. Самыми перспективными считаются территории на востоке и юго-западе. Но ни на одном из разведанных нефтяных источников (всего в области насчитывается пять учтенных месторождений) разработка так и не началась — экономически неэффективно. Искать нефть в Свердловской области стали в 1990 х гг., а первая попытка бурения датируется 1996 г. До 2007 г. добычей на Красильниковском месторождении занималась компания «Уралнефть». Потом Федеральное агентство по недропользованию отозвало ее лицензию: нефтяники качали нефть в промышленных масштабах, тогда как имели право только на опытную деятельность, с ограничением объемов добычи. С тех пор нефть на Среднем Урале не добывают. Впрочем, в 2013 г. запрос на изучение Красильниковского месторождения в Уралнедра подала компания «Лукойл».
 
В целом в России по итогам 2013 г. прирост запасов нефти составил 688 млн т. При этом добыто было около 520 млн т. Минприроды прогнозирует: известных запасов стране хватит на 30 лет — если объемы добычи будут находиться на современном уровне.