Меню

Свердловские депутаты: «Не все законы одинаково полезны!»

Закон, принятый Заксобранием области, предусматривает: все инициативы, влияющие на бизнес, должны оценивать предприниматели. Тем более что у депутатов нет единого мнения о таких новациях.

Депутаты Законодательного собрания из общего списка за 2014 г. выделили четыре законопроекта, меняющих правила игры для свердловских предпринимателей.
 
«Как правило, большую часть таких законов разрабатывает Федерация, а на местах отношения между государством и бизнесом регулируют муниципалитеты, — говорит Дмитрий Ионин, депутат от фракции «Справедливая Россия». — На нашу долю остается немного».
 
Последний по счету проект, который законодатели рассматривали в конце октября и пока не приняли, — поправки, меняющие два нормативных акта — закон «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» и ст. 2 Закона «О внесении изменений в ст. 3 Закона Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций». Его текст вызвал споры.
 
«Законопроект очень неоднозначный для разных рынков, — поясняет депутат Георгий Перский (фракция «Справедливая Россия»). — К примеру, с одной стороны, он предполагает сохранить некоторые льготы для владельцев грузовых вагонов. И одновременно — обязует собственников торговых центров уплачивать налог, исходя из кадастровой стоимости, если ТЦ имеет площадь более 5 тыс. кв. м».
 
Ни то, ни другое депутатов не устроило. По мнению г‑на Ионина, поправки о транспорте рассчитаны на «Федеральную грузовую компанию» (ФГК).
 
«Фактически мы дотируем этого монстра за счет налоговых льгот, — говорит он. — Без них ФГК начинает балансировать на грани безубыточности. А это значит, что компания неконкурентоспособна. Поэтому я голосовал против».
 
В свою очередь Лев Ковпак, депутат от «Единой России», указывает на два обстоятельства, помешавших ему одобрить законопроект. По словам г‑на Ковпака, специалисты Минэкономики не объяснили, какие объекты относят к торговым центрам, — а главное, налоги по новой схеме хотят взимать уже в 2015 г., тогда как доходы ТЦ снижаются.
 
«Я знаю собственников торгового центра, который стоит 6 млрд руб. по кадастровой оценке, выданной МУГИСО и налоговой. С 2015 г. их налог на имущество составит 90 млн руб. в год. Но сейчас не время повышать налоги — мы видим, что предприятия сокращают работников. Посмотрите: на 10 тыс. вакансий, размещенных на портале Е1.ru, приходится 70 тыс. резюме. Еще два месяца назад такого ажиотажа не было».
 
Между тем Галина Кулаченко, министр финансов региона, сообщила, что налоги на имущество, рассчитанные по кадастровой стоимости, уже заложены в бюджет 2015 г. Увеличить сборы рассчитывают и за счет отмены ряда налоговых льгот, которые в правительстве сочли неэффективными. Соответствующий закон №53‑ОЗ «О внесении изменений в статьи 3‑1 и 3‑2 Закона Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» депутаты приняли в июне. 
 
«Этот закон, возможно, не порадует многих бизнесменов, — рассуждает г‑н Перский. — Однако, на мой взгляд, он полезен государству, ибо устраняет лазейки при получении инвестиционной льготы по налогу на имущество организаций. Если предприниматель покупает новое оборудование или строит здание, повышая тем самым стоимость имущества, то в текущем налоговом периоде его освобождают от части налога, приходящейся на увеличение стоимости. Но появляются искусственные способы нарастить стоимость за счет реорганизации, переоценки основных средств или приобретения имущества у аффилированных лиц. Новые поправки будут их отсекать».
 
Не сомневаются депутаты и в пользе еще двух законов, принятых летом.
 
В частности, закон №74‑ОЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Свердловской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов Свердловской области и муниципальных нормативных правовых актов» предусматривает обязательную оценку законодательных инициатив, затрагивающих интересы предпринимателей и инвесторов (помимо содержащих гостайну): законов Свердловской области, указов губернатора, постановлений регионального правительства и подобных документов других исполнительных органов власти.
 
«Например, есть предложение запретить торговлю алкоголем в магазинах на первых этажах домов, — поясняет Дмитрий Ионин. — Дав ему зеленый свет, можно задушить целый сегмент рынка, и мы поднимали вопрос о консультациях с деловым сообществом. Необходима и экспертная оценка, насколько такой шаг повлияет на налоговые поступления, на рабочие места и так далее». 
 
Закон Свердловской области №30‑ОЗ «О внесении изменения в статью 13‑1 Закона Свердловской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» позволяет увеличить до семи лет рассрочку платежа за муниципальные или государственные помещения (по соглашению сторон), если предприниматель, обладающий преимущественным правом выкупа, заключил договор купли‑продажи до 1 января 2013 г. Прежде речь шла о пяти годах.
 
Муниципалитеты часто отказывают предпринимателям в выкупе помещений, которые те прежде арендовали, и споры приходится решать в суде. Один из последних примеров — тяжба между администрацией Екатеринбурга и коллективом магазина «Дом книги», длившаяся три года. В феврале 2014 г. здание на ул. Антона Валека, 12 оценили в 156,3 млн руб. Рассчитываться с владельцем недвижимости «Дому книги» разрешили с семилетней рассрочкой. Но если бы сделка состоялась до 1 января 2013 г., договор заключили бы только на пять лет. Новая поправка устраняет это неравенство при выкупе собственности.
 
Последним законом, влияющим на бизнес, станет бюджет региона 2015 г., который депутаты примут в декабре. Преференции уже обещали аграриям. Напомним, что год назад промышленники области были недовольны увеличением выплат бюджетникам за счет денег, предназначенных на развитие экономики. Однако новый бюджет будет (в лучшем случае) не хуже.