Стагнация, о которой так долго говорили уральские бизнесмены, в 2013 г. отразилась на регионе в полный рост. Вся надежда — на госконтракты и кооперацию.
Стагнация, о которой так долго говорили уральские бизнесмены, в 2013 г. отразилась на регионе в полный рост. Реальная инфляция гораздо выше, чем темпы роста ключевых для области отраслей, деньги стали короче, потребители включили режим экономии. Вся надежда — на госконтракты и кооперацию.
Продажи падают, уровень стресса растет — так можно охарактеризовать обстановку на множестве уральских предприятий, как в реальном, так и в финансовом секторе. В рейтинге динамичных компаний, который ежегодно составляет DK.RU, прослеживаются основные кризисные явления.
Так, в 2012 г. рост объемов бизнеса на 50% и более показали свыше сотни свердловских организаций (в перечне компаний-драйверов было 104 позиции). По итогам 2013 го сократился и сам список, да и темпы стали куда скромнее: лишь 50 компаниям удалось поднять обороты на 35% и выше. Соответственно, топ драйверов стал короче вдвое.
Правда, на этот результат отчасти повлияло изменение методики исследования: из состава участников в этот раз были исключены убыточные предприятия, в то время как годом ранее аналитическая группа DK.RU наличие чистого убытка во внимание не принимала. Тем не менее, все идет к тому, что в 2014 г. уральские предприниматели — особенно на рынках, не связанных с крупным госзаказом, — будут рады и минимальному росту бизнеса.
Отрасли, которые отросли
Падение платежеспособного спроса оказалось особенно заметно на примере автоцентров и дилеров спецтехники в Екатеринбурге. По итогу 2013 г. в топ динамичных компаний они не попали — кстати, отметим, что в этот раз в нем в принципе слабо представлен сегмент b2c. Весь прошлый год на рынке автотехники отмечалось снижение продаж (которое на сегодня еще усугубилось). Для сравнения, в прошлогодний список драйверов вошли три дилера грузовых и легковых автомобилей и спецтехники — «Юнион Тракс», «Ространсавто» и «Вольво Восток».
По данным DK.RU, тройка лидирующих отраслей прежняя: строительство, торговля и производство остаются сферами, в которых действует наибольшее число участников рейтинга. Вместе с тем представителей строительной отрасли среди них стало вдвое больше (18 компаний против девяти в 2012 г.). А вот с заводами картина обратная: в прошлый перечень динамичных компаний вошли 14 производств, а сейчас — только семь.
Кликните для увеличения
Торговля сохранила позиции, но необходимо учитывать, что в рейтинге, как и год назад, к этой сфере отнесены торговые подразделения предприятий и холдингов; по операторам оптовой и розничной торговли, действующим самостоятельно, картина в регионе будет отличаться. На позиции выбывшего из динамичных отраслей сельского хозяйства пришли представители финансового сектора, причем один из них возглавил рейтинг. Региональная ИТ-отрасль, можно сказать, сохранила позиции. Правда, скромные: в 2012 г. в топ 50 быстрорастущих компаний вошли три представителя ИТ, а годом позже — два.
Кликните для увеличения
Девять компаний удержались в основном рейтинге драйверов на протяжении двух лет. Среди них — крупнейшая частная аптечная сеть «Альфа Живика», два свердловских подразделения петербургской Группы ЛСР, «Уралмаш-буровое оборудование» в сфере производства и туристическая ГК «Виста». Две консалтинговые компании, «ЭНСО» и ГК «Априори», в 2013 г. остались в субрейтинге DK.RU.
Примечательно, что ИК «Уником партнер» заняла в основном списке первое место, поднявшись за год сразу на 97 позиций. За счет чего удалось достичь прироста оборотов почти на 634% за год, DK.RU рассказал исполнительный директор инвестиционной компании Александр Повзнер: секрет успеха оказался в ультракоротких биржевых сделках.
Но на сегодня судьба компании — в руках регулятора. В конце августа региональное управление ЦБ приостановило ее лицензию на брокерскую, дилерскую, депозитарную деятельность и операции по управлению ценными бумагами. Такое решение было принято после проверки, при которой регулятор выявил ряд нарушений. Если до 30 сентября нарушения не будут устранены, одна из старейших на Урале инвесткомпаний может лишиться лицензии.
Впрочем, гендиректор «Уником партнера» Игорь Кузьмин заверил DK.RU, что компания приложит все усилия, чтобы исправить ситуацию. Директор Уральского филиала НАУФОР Радик Ахметшин считает, что «Уником партнер» способен справиться с предписаниями. «Лично я ситуацию не драматизирую», — подчеркнул он.
Кредиты разлучают с заемщиками
Ключевые показатели экономики региона в 2013 г. оказались хуже среднероссийских. Так, областной индекс промпроизводства недотянул 3,3% до уровня 2012 г., констатировали в областном правительстве. По РФ потери меньше — всего 0,2%. В первом полугодии 2014 г. негативная динамика в Свердловской области усугубилась, исключением стала добыча полезных ископаемых, показавшая рост в 2,1%, и ввод жилья — тут темпы оказались практически вдвое выше, чем в первом полугодии 2013-го.
Губернатор Евгений Куйвашев также отмечает рост производства сельхозпродукции на 2% (январь-август 2014 г.) и хорошие показатели Свердловской области, в сравнении с другими регионами, по обороту розничной и оптовой торговли и по объему отгруженной заводами продукции.
Отраслевые аналитики полагают, что на динамике бизнеса уральских компаний сказался рост цен и снижение стоимости рубля. Напомним, по данным Росстата, за 2013 г. инфляция в России составила 6,5% (прогнозы по 2014 му — примерно на том же уровне). По оценкам финансистов, реальные показатели в прошлом году были вдвое выше. Любопытный ориентир для определения близкого к действительности уровня роста цен за год предлагает зампредседателя Уральского банковского союза Евгений Болотин.
«Когда «Газпром» говорит, что его тарифы надо увеличить на 15% в год, мы понимаем, что реальная инфляция составляет именно эти 15%, а не 6-7%, как считает Росстат. Росстат пользуется неэффективными инструментами, он плохо улавливает движения на границе диапазонов», — говорит эксперт.
Общую стрессовую ситуацию хорошо характеризует поведение банков: кредитование юридических лиц в Свердловской области в последний период методично сокращалось, а стоимость заемных средств росла. Так, на 1 июля число новых кредитов юридическим лицам уменьшилось на 49% по сравнению с показателями конца 2013 г. — причем, по данным DK.RU, снижение шло за счет кредитов малому и среднему бизнесу. Средневзвешенная рублевая ставка по кредитам для юридических лиц прибавила за те же полгода 1,4%.
Жесткости банкам добавил ЦБ, который в последний год провел в финансово кредитных организациях области череду проверок и заставил их досоздать резервы по выданным кредитам для предприятий — там, где были малейшие сомнения в надежности заемщиков. Как следствие, желанными заемщиками на сегодня остались крупные корпоративные клиенты либо компании с ясной банковским аналитикам отчетностью. И сегодня можно наблюдать, как банки, которые в последние годы не имели в регионе сильных позиций в корпоративном сегменте, продолжают уменьшать число новых кредитов для бизнеса.
«Экономические условия не слишком благоприятствуют бурному развитию банковской деятельности, да и политическая обстановка в мире преподносит все новые сюрпризы, — комментирует Сергей Кульпин, управляющий Уральским филиалом ВТБ24. — В целом темпы кредитования снизились в два раза по сравнению с прошлым годом. Особенно заметно замедление в таких секторах, как автокредитование и кредитование малого бизнеса».
Г-н Болотин обращает внимание на то, что официальная статистика не учитывает результаты компаний, работающих по управленческой отчетности — а их немало, — и прогнозирует, что драйверами роста экономики региона способны остаться оборонзаказ и металлургия.
«С точки зрения развития у Екатеринбурга есть большое преимущество — здесь сосредоточено множество предприятий ОПК. До 2008 г. драйвером нашей экономики были металлурги. Сейчас у них дела идут не очень хорошо; в 2013 г. регион выехал на оборонзаказе. Мы видим, что у нас резко затормозился импорт, и это будет работать в пользу металлургов».
Успеть в кооперацию
Евгений Куйвашев связывает перспективы свердловских предприятий с программой импортозамещения, которую регион готовится принять в октябре. Причем предполагается, что программа будет действовать по целому спектру отраслей — от машиностроения до сельского хозяйства.
«Возможности промышленного комплекса региона достаточно велики, — заявил г-н Куйвашев DK.RU. — Например, производители продукции для нефтегазового комплекса в кратчайшие сроки могут быть переориентированы на потребности российской промышленности в основных видах техники и оборудования, осуществив стопроцентное импортозамещение».
Программа станет шансом для относительно небольшого по масштабам бизнеса — например компаний, готовых поставлять комплектующие на заводы. В производственный сектор будет направлено и основное внимание властей. Ранее, на конференции, организованной ТПП РФ в Екатеринбурге, председатель правительства Свердловской области Денис Паслер подчеркивал, что поддерживать торговлю установки нет. Несмотря даже на то, что торговые организации вносят заметный вклад в региональный бюджет.
Кликните для увеличения
Более половины инвестиций в основной капитал сегодня приходится на металлургические компании, обращает внимание свердловский губернатор. Этот тезис подтверждает министр инвестиций и развития Алексей Орлов. По его оценке, в первом полугодии 2014 г. объем вложений по крупным предприятиям превысил 101 млрд руб., и это вселяет в министра оптимизм: показатель на 12,4% выше, чем в аналогичном периоде 2013 го.
Иначе видят ситуацию в СОСПП: еще в январе первый вице-президент союза Михаил Черепанов заострял внимание на другом показателе — на суммарной прибыли крупных свердловских предприятий, которая, по данным СОСПП, в 2013 г. составила 118,9 млрд руб., или 63,3% от уровня 2012 г. Тогда же прозвучал тезис: возможности инвестиций за счет прибыли сократились почти вдвое, и причины — не внешние, а внутрироссийские. В течение 2014 г. эти проблемы никуда не делись. Более того, добавился фактор санкционной войны, в которой прямо (как, например, Уралвагонзавод) или опосредованно пострадали и флагманы уральской промышленности, и компании второго и третьего порядков.
Впрочем, отраслевые союзы не сомневаются, что региональная программа импортозамещения нужна. А в СОСПП и Уральской ТПП особенно рассчитывают на развитие кооперации внутри региона — правда, как на системном уровне свести воедино интересы крупнейших и небольших предприятий, точно не знает никто. Но участники союзов пытаются эти механизмы найти.
Михаил Ерофеев, директор компании «СимТех Инжиниринг», считает, что без государственной поддержки с импортозамещением ничего не выйдет:
«Многие крупные предприятия выпускают продукцию 20-30 летней давности. И когда пытаются ее модернизировать, с трудом справляются с потоком брака, доходящим порой до 70%. Это не редкость, а скорее правило», — отмечает он.
По мнению президента Уральской ТПП Андрея Беседина, средние предприятия хорошо бы поддержать узаконенными преференциями, которые власти могли бы обозначить при размещении госконтрактов.
«Простой пример: школам нужны доски и парты. Все это — контракты, которые проходят мимо местного бизнеса и достаются соседям — из Тюмени, Удмуртии, Башкортостана, — отмечал он в авторской колонке в DK.RU. — Свердловские компании рады были бы тоже участвовать в конкурсах в других регионах, но там дают зеленый свет в первую очередь собственному бизнесу. Недавно мы вернулись из Татарстана: та же Россия, тот же ФЗ 94 о госзакупках. Но на конкурсы у них заходят в первую очередь татарстанские компании. Нам говорят: опускайте цены, делайте себестоимость ниже. А за счет чего?».
Кликните для увеличения
Впрочем, руководителей динамичных компаний глобальная постановка вопросов интересует далеко не в первую очередь. Они работают с конкретными ситуациями и среди факторов, которые помогли нарастить обороты в стрессовом 2013 г., называют вполне конкретные действия. В первой пятерке участников рейтинга объемы бизнеса росли за счет умения быстро ориентироваться в ситуации — в случае «Уником партнера» — комплексно сокращать затраты, как концерн «Калина», выходить в новые регионы, как это делала компания «Инфо-контент», или повышать производительность, как «Сафьяновская медь». Впрочем, госконтракты тоже сыграли свою роль: входящий в тройку лидеров завод «Уралкриомаш» достиг впечатляющей динамики (+567% оборота) не в последнюю очередь благодаря заказам Минобороны и предприятий космической отрасли.
Автор: Татьяна Апрельская.