Меню

Свердловские налоговики составили черный список арбитражных управляющих

Свердловское УФНС первым в стране создало черный список арбитражных управляющих – чтобы должники и кредиторы не становились жертвами «хищников». Правда, перечень может стать подспорьем для мошенников.

Идею создать черный список арбитражных управляющих в управлении ФНС по Свердловской области вынашивали давно. По словам замглавы ведомства Константина Протасова, в стране работает порядка 86 тыс. управляющих и проверить их репутацию должникам и кредиторам сложно:

«По закону все арбитражные управляющие должны добросовестно исполнять свои обязанности, но на практике так получается далеко не всегда. Количество нарушений переполнило критическую отметку, и мы решили обобщить все жалобы, которые поступали на управляющих – и к нам, и в УФНС других регионов. Также использовали данные от Свердловского Арбитражного суда, ФРС».

В итоге сводный список ведомство опубликовало на своем сайте – первым в России. Пока в перечне значится 164 фамилии: это арбитражные управляющие, работающие не только в Свердловской области, но и в других регионах – от Амурской области до Калининграда. По словам Надежды Рудиной, заместителя руководителя областного управления Росреестра, большинство из попавших в список нарушали порядок и сроки проведения собраний кредиторов, затягивали передачу отчетов в Арбитражный суд и не исполняли обязательства по закрытию счетов. А также – нарушали очередность выплат по долгам.

«Яркий пример: при банкротстве Лобвинского лесопромышленного комбината арбитражный управляющий сначала выплатил зарплату рабочим – хотя по очереди деньги должен был получить «Уралсевергаз». Предприятие подало иск в суд, и СРО арбитражных управляющих пришлось компенсировать ему 16,5 млн руб. из своего фонда», - говорит г-жа Рудина.

При этом признает: на управляющего надавили – на погашении зарплатных долгов в первую очередь настаивали областные власти. «Но давить на арбитражных управляющих будут всегда. Они должны исполнять федеральный закон о банкротстве – и точка. Ясно, что социальная ситуация на комбинате была плачевная, но закона моральной стороны у нас нет», - комментирует Надежда Рудина.

И добавляет: с начала 2013 г. на арбитражных управляющих поступило 64 жалобы, составлено 23 протокола об административных правонарушениях: «Если управляющий засветится в черном списке несколько раз, мы будем обращаться в суд с иском о его дисквалификации». Однако лишить нарушителя права работать арбитражным управляющим будет сложно, признает Артем Балюра, начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства Свердловского УФНС.

«Арбитраж редко отстраняет управляющих и тем более дисквалифицирует их. В основном наказывает штрафами – 2,5-5 тыс. руб. Черный список в этом смысле станет ударом по репутации и заставит управляющих работать более добросовестно», - считает г-н Балюра.

Сами арбитражные управляющие идею налоговиков поддерживают. По словам бывшего президента Уральской СРО арбитражных управляющих Дмитрия Кармацких, в последние 3-4 года на рынке появилось много непрофессионалов: люди начинают работать, едва закончив юридический вуз, но этих знаний недостаточно.

«Арбитражный управляющий должен разбираться еще и в финансово-экономических вопросах, в хозяйственной деятельности и быть дипломатом – чтобы выяснить истинные намерения сторон, договориться со всеми участниками процесса. К тому же в сфере банкротства есть разные технологии, которые направлены не на удовлетворение интересов кредитора, должника и собственника, а позволяют вывести с предприятия все, что можно. Поэтому предать огласке тех, кто этого заслуживает, необходимо», - убежден г-н Кармацких.

При этом налоговики не исключают: черный список может стать путеводителем для должников, которые хотят обанкротить предприятие, вывести с него активы и уйти от кредиторов – для этого им нужно будет изучить перечень и выбрать арбитражного управляющего, уже имевшего такой опыт. Но, как говорит Артем Балюра, в таких случаях ведомство будет пристальнее следить за процедурой: «Если должник выберет управляющего из списка, для нас это будет сигналом».

Однако, по словам арбитражного управляющего Сергея Гусева, массово недобросовестные должники пользоваться черным списком не будут: «Если человек хочет намеренно обанкротить предприятие, он сделает это в любом случае – со списком или без». Как добавляет Дмитрий Кармацких, подыскивать арбитражного управляющего для незаконных операций, ориентируясь на черный список – риск. «Те, кто занимается такими делами – хищники, способные повернуть ситуацию так, что и сам должник останется ни с чем. Передав предприятие в руки человека с заведомо плохой репутацией, можно лишиться всего», - поясняет эксперт.

По словам Константина Протасова, черный список арбитражных управляющих ведомство будет постоянно пополнять: «Наверняка в него попадут специалисты, осужденные по статье УК РФ за неправомерные действия при банкротстве. У нас в области, правда, судебной практики по таким делам немного, эти вещи сложнодоказуемы, да и санкции небольшие. Но в других регионах таких дел рассматривается больше – и осужденные управляющие будут в нашем списке». Также налоговики надеются на помощь кредиторов, которые начнут сдавать недобросовестных арбитражных управляющих.

«Первые звонки от них уже поступают – спрашивают, можем ли мы внести в перечень того или другого специалиста. С удовольствием! Присылайте судебный акт и номер дела», - резюмирует Артем Балюра.