Более 30 предприятий Урала подбираются к рынку Азербайджана — помимо гигантов ТМК и УВЗ, объявивших о планах строить там заводы, шансы есть у компаний леспрома и электротехнического машиностроения.
Как рассказал «ДК» Андрей Беседин, президент Уральской торгово-промышленной палаты (УТПП), после недавнего визита представителей свердловских предприятий в Азербайджан с бизнес-миссией, партнерство области и республики больше не будет ограничиваться только внешней торговлей. Г-н Беседин поясняет: речь не только о проектах промышленных гигантов — ТМК и Уралвагонзавода (УВЗ), — которые намерены строить в Азербайджане заводы (финишное производство труб и строительство подвижного состава для гражданского транспортного машиностроения соответственно). Внимание азербайджанской стороны также привлекли к малому и среднему свердловскому бизнесу.
«В переговорном процессе с нашей стороны участвовало более 30 предприятий. Состоявшиеся — те, что уже неоднократно пробовали себя как экспортеры, но по сравнению с ТМК и УВЗ — это другая весовая категория. Но как они все общались! Я вел биржу контактов: к нашим бизнесменам по заранее согласованной схеме подсаживались азербайджанские коллеги. С той стороны было 89 заинтересованных компаний. И из наших участников обиженным не уехал никто! От нас участвовали, например, предприятия лесопромышленного комплекса — Новолялинский ЦБК и ряд их конкурентов. Так прямо там, на месте, было продано продукции в 3,5 раза больше, чем они сегодня заготавливают! Эффективно поработали представители электротехнического машиностроения. И это очень здорово: самостоятельно пробиваться в Азербайджан им сложно. Но на заданном уровне удалось достичь договоренностей, которые до этого просто не двигались», — говорит Андрей Беседин.
И добавляет: также результатами бизнес-миссии остались довольны представители Каменск-Уральского завода «Уралэлектромаш»:
«Это крупнейший поставщик электротехнической продукции и для РЖД, а в части оборонной продукции — для ВМФ. Для этого завода Азербайджан — замечательный рынок. Прикаспийское государство, потребности военного и гражданского флота велики, но их можно было всерьез обсуждать только на таком уровне. На заводе, к слову, эту поездку сочли гораздо более продуктивной, чем коллекцию достаточно затратного участия в специализированных выставках.
Я пытался проследить за переговорным процессом: все-таки сложно, миграция бизнесменов с обеих сторон, — но там конкретика была полная. Танцев с бубнами не было. Нам сразу говорили: можно не рассказывать замечательную историю предприятия, давайте к делу: что предлагаете, где, цена, условия расчетов, гарантия поставки и так далее».
Как добавляет Андрей Соболев, министр международных и внешнеэкономических связей региона, соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарной сферах Свердловская область и Азербайджан подписали в 2006 г. Бизнес-партнерство до сих пор ограничивалось внешней торговлей. Так, по данным УТПП, в 2013 г. объем экспорта продукции уральских предприятий в Азербайджан составил $277 млн — это 10 место по показателям товарооборота. Объем импорта за тот же срок составил всего $1 млн.
Любопытно, что накануне глава Уралвагонзавода Олег Сиенко также сообщил о намерении предприятия создать СП во Вьетнаме — для выпуска танк-контейнеров, цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов, полувагонов и др. Предполагается, что объем инвестиций составит 40-50 млн евро. Ожидается, что деньги предоставит Вьетнамско-российский совместный банк, а СП будет создано совместно с вьетнамской компанией. Сейчас переговоры о вступлении в проект идут с Вьетнамскими железными дорогами и одним из заводов, производящим вагоны. Напомним, что меморандум о сотрудничестве УВЗ с Вьетнамом был подписан прошлой осенью.
СПРАВКА «ДК»
ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» — российская корпорация, объединяющая более 30 промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро в России и Европе. Занимается разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов.
Вьетнамско-Российский совместный банк (Vietnam-Russia Joint Venture Bank) — вьетнамский совместный банк, созданный российским Банком ВТБ и вьетнамским банком инвестиций и развития Вьетнама (BIDV). Главными направлениями деятельности банка являются проектное финансирование, финансирование международных торговых операций, кредитование российских компаний во Вьетнаме, а также проведение международных расчетов.