Меню

Свердловские ритейлеры подвели итоги года

Из-за роста конкуренции и снижения покупательской способности 2013 г. выдался более сложным. По мнению Александра Комиссарова, директора «Мегамарт» ГК «Дикси», в ближайшие годы тенденция сохранится.

Большинство федеральных сетей строит амбициозные планы по охвату территорий, подкрепленные серьезными бюджетами, считает г-н Комиссаров. Несмотря на быстрый рост магазинов, каждая сеть в отдельности занимает сегодня относительно небольшую часть рынка, — ее развитие ограничивает 25% доля в розничном обороте на конкретной территории. За исключением нескольких территорий, большинству игроков до этого порога еще далеко.

Александр Комиссаров, директор дивизиона «Мегамарт» ГК «Дикси»

+ Огорчаться нечему

В уходящем году во всех регионах, где работают «Мегамарты», мы отметили активное развитие современных форм розничной торговли. Открывались дискаунтеры, супер- и гипермаркеты. Это касается и областных центров, и средних по размерам городов, и небольших населенных пунктов.

Оборот «Мегамарта» по итогам 2013 г. вырастет на 15,5-16%. Хороший результат, если учесть, что новых магазинов в 2013 г. мы почти не открывали. Это значит, что наши торговые центры соответствовали ожиданиям покупателей.

Успешное развитие розничной торговли сегодня определяет только объем инвестиций и профессионализм управленческой команды. Уверен, что 2014 г. будет, как минимум, интересным для ритейлеров. Сильные станут сильнее, а слабые могут покинуть рынок.

- Есть временные трудности

Новые магазины усиливают конкуренцию. Поскольку емкость рынка постоянна, рост числа игроков сокращает продажи, сокращает доходность. Более того, если торговая сеть, лидер по доле рынка, открывает на определенной территории новые магазины, они начинают влиять на собственные продажи уже работающих точек.

Бурное развитие в условиях ограниченного предложения торговых помещений существенно ухудшает коммерческие условия по аренде либо покупке. Рост ставок — основная причина, снижающая доходность бизнеса. Пригодных для торговли помещений больших форматов практически нет. Поэтому мы предпочитаем строить магазины сами.

Одним из факторов, определяющих ситуацию на продуктовом рынке, стало снижение покупательской способности. Примерно со второй половины года мы увидели, что количество чеков сокращается и уменьшается сумма среднего чека, хотя и незначительно. Если чеков становится меньше, значит, покупатели стали реже посещать магазины. С одной стороны, это показывает, что конкуренция усилилась. С другой стороны, при ухудшении экономической ситуации люди стараются чаще посещать магазины, но покупать меньше. И делать покупки в магазинах небольшого формата, дабы не искушать себя выбором. Сокращение суммы среднего чека в нашем случае говорит опять-таки о попытке экономить. Происходит замещение дорогих товаров бюджетными аналогами.

Если в 2012 г. и начале 2013 г. главным фактором для покупателя был уровень сервиса, то сейчас решает цена. Очевидно, из-за того, что темпы роста реальных доходов населения в 2013 г. ощутимо замедлились. По данным Росстата, за 10 месяцев этого года реальные денежные доходы выросли всего на 3,9%. Акцент на ценах может говорить и о неуверенности потребителей в своих будущих доходах.

«Пипл» больше не «хавает»

Иван Федяков, генеральный директор ИА INFOLine

Из позитивных тенденций на федеральном рынке пищевого ритейла я могу отметить настрой на диалог производителей и крупных торговых сетей. В этом году был принят Кодекс добросовестных практик, объединивший работу ритейлеров и поставщиков. Начала работать межотраслевая комиссия, которая курирует вопросы взаимодействия.

Потребитель стал уделять внимание качеству. Формулировка «пипл хавает» больше не актуальна. Наблюдается сокращение покупательской способности, например в продажах автомобилей. Свою неудовлетворенность в крупных покупках покупатель компенсирует в продуктах питания, тщательно выбирая качественные товары.

Получают тысячи, а тратят милиларды

223,1 млрд руб. — розничный оборот в Свердловской области в январе-октябре 2013 года (без учета продаж в Екатеринбурге)

551,4 млрд руб. — розничные продажи в Екатеринбурге за тот же период (71,2% совокупного товарооборота)

27 тыс. 908,3 руб. — средняя заработная плата в Свердловской области

33 тыс. руб. — средняя заработная плата в Екатеринбурге

На 1000 жителей Екатеринбурга приходится 1250 кв метров торговых площадей

Источник: администрация Екатеринбурга