Меню

Свердловские стройматериалы готовят захват рынков ХМАО и ЯНАО

Свердловские застройщики обеспечены стройматериалами под завязку — местные производители полностью их обеспечивают и готовятся захватывать новые рынки. Помешать планам могут лишь сами заводы.

Каждый российский регион обязан производить основные материалы для строительства — такой тезис закреп лен в федеральной стратегии развития промышленности стройматериалов до 2020 г., которую в 2011 г. приняло Минрегионразвития РФ. Свердловская область норме соответствует: здесь работает больше 200 крупных и средних заводов, которые выпускают цемент, щебень, железобетонные изделия (ЖБИ), десяток вариаций сухих строительных смесей, керамическую плитку, утеплители, металлоконструкции, кровельные, гидроизоляционные, стеновые материалы и др. По оценкам исследовательской компании СМPRO, регион входит в число ведущих производителей стройматериалов в УрФО, а по вводу новых мощностей стабильно попадает в топ 3 по стране. Согласно данным Свердловскстата, щебеночные заводы области сейчас загружены на 90%, такой же показатель у предприятий, производящих керамические изделия. Кирпичные заводы задействуют 99% мощностей, цементные — 101%, предприятия, выпускающие товарный бетон, загружены на 106%.

При этом в регионе действует первое в стране СРО производителей стройматериалов — несмотря на то, что саморегулирование для этой сферы не обязательно. По словам Юрия Чумерина, директора областного Союза предприятий стройиндустрии, на сегодня в составе организации 59 предприятий:

«Сейчас готовятся поправки в Градостроительный кодекс, и есть вероятность, что уже со следующего года членство в СРО будет для строительных заводов обязательным. Мы решили к этому подготовиться заранее».

Так же — на будущее — СРО работает по новой системе оценке качества стройматериалов: продукция участников организации разбита на семь категорий. Высшая — 7 Д — позволяет использовать материалы при строительстве особо опасных объектов; низшей (1 Д) достаточно для возведения самых простых зданий.

Похожую систему ранее создало Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) — по ней работают производители стройматериалов в 50 регионах страны (Москва, Санкт-Петербург, Тюменская, Челябинская области, ХМАО и др.). СНиПы, по которым качество стройматериалов оценивает Госстройнадзор, утверждены в 1980 х гг. и безнадежно устарели, комментирует г н Чумерин:

«Например, не учитывают новые фасадные системы, кровельные материалы. Зато до сих пор предусматривают рубероид на крышах. Чтобы перейти на новые стандарты, нужно, чтобы руководство области заключило с НОСТРОЙ соглашение. Пока этого не сделано».

Впрочем, добавляет эксперт, в 2015 г. заработает новый техрегламент «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» — соответствие его нормам будет обязательным для предприятий стран Евразийского союза (ЕврАзЭС). К этому моменту российские СНиПы актуализируют, и заводам так или иначе придется работать по новой системе.

Убежать от дефицита

Свердловские строители солидарны: материалов местного производства им хватает. По словам Вячеслава Трапезникова, исполнительного директора НП СРО «Гильдия строителей Урала», дефицита нет ни по одной позиции:

«Если говорить о типовом строительстве — это точно. Для уникальных объектов, например башни «Исеть», конечно, задействуют привозные материалы. Но в основном стройматериалов даже в избытке, часть регион экспортирует».

По данным СМPRO, потенциал местных заводов стройматериалов превышает потребности застройщиков на 20% — в прошлом году в области было введено 0,433 кв. м жилья на человека, а фактические мощности заводов позволяют сдавать 0,507 кв. м. Если в цифрах: ввели 1,8 млн кв. м, а запас материалов — на 2,4 млн квадратов.

Однако, отмечает Юрий Чумерин, области остро не хватает собственного производства листового стекла. Прежде такой завод работал в Ирбите, но технология была устаревшей, и изделия не подходили для современных пластиковых окон. В 2007 г. предприятие обанкротилось, год спустя — закрылось. Эдуард Россель, бывший тогда губернатором, пытался найти нового инвестора — встречался с руководством бельгийского производителя стекла Glaverbel. Однако результата добиться не удалось.

«На строительство стекольного завода нужно порядка 100 млн евро. Но дело даже не в деньгах. Главная проблема в том, что для организации в регионе такого производства нужен профессиональный партнер, который умеет делать качественное стекло. Областные власти неоднократно пытались привлечь европейские стекольные заводы, но те в этом не заинтересованы — не хотят создавать конкурентов своими же руками», — говорит г н Чумерин.

При этом другие новые производства строятся весьма интенсивно — проекты ведут местные, инорегиональные и иностранные инвесторы. Так, АСЦ «Правобережный» строит кирпичный завод в Невьянске — инвестиции оцениваются в 1,2 млрд руб., мощность предприятия составит 90 млн штук условного кирпича в год. Запустить производство планируется в 2015 г. Еще одно предприятие такого же профиля в Каменском районе возводит Самарский комбинат керамических материалов. Ожидается, что он будет одним из крупнейших в России — мощность составит 150 млн штук условного кирпича в год, объем инвестиций превышает 2 млрд руб.

Также планируется расширение производства цемента – в частности, бельгийская компания Lhoist совместно с ТМК намерена построить завод по производству извести (используется, в том числе, для изготовления цемента) в Михайловском районе. Как заявил в конце июня 2014 г. гендиректор «Lhoist Россия» Рудольф Давидов, планам не помешают экономические санкции – компания готова запустить первую очередь предприятия в 2016 г. Стоимость первого этапа оценивается в 100 млн евро, а до 2018 г. бельгийцы готовы потратить порядка 120 млн евро на две производственные очереди. В перспективе предприятие может увеличиться до 3-4 очередей с максимальным объемом производства 1 млн т извести в год. Помимо этого в регионе готовится еще один крупный проект с иностранным участием – китайская корпорация Anhui Foreign Economic Construction Group построит цементный завод мощностью 1,2 млн т в год. Заявлено, что производить цемент будут современным «сухим способом», объем инвестиций превысит 200 млн евро. Любопытно, что сейчас в области на полную мощность работает три крупных предприятия, но дефицита цемента удается избежать только благодаря поставкам из соседних регионов.

Опасное соседство

Как говорит Олег Саитов, замдиректора областного Союза предприятий стройиндустрии, все новые предприятия строятся за пределами Екатеринбурга. Главная причина — в арендных ставках для промпроизводств:

«Раньше в городе арендовать площадку можно было с льготным корректирующим коэффициентом 0.2. Но в прошлом году мэрия его увеличила до 2.0 — цена аренды выросла в 7–8 раз! Затраты на аренду съедят значительную часть прибыли. В области же коэффициент остался на уровне 0.2 — поэтому там заниматься производством выгоднее».

Юрий Чумерин добавляет: в Екатеринбурге в принципе сложно найти участок, зачастую сложно обеспечить завод нужным объемом электроэнергии.

«Может быть, это правильно — промпредприятий в городе быть не должно. Но с другой стороны, мегаполису нужны точки приложения труда, а не только жилье и торговые центры. Тем более современные заводы очень экологичны. В Европе, например, стройматериалы выпускают в центре многих городов», — говорит г н Чумерин.

Параллельно со строительством новых производств в регионе идет модернизация существующих. Так, за последние 7–8 лет глубокое техперевооружение провели пятнадцать заводов ЖБИ, ряд предприятий по выпуску металлоконструкций — в частности, Уральский завод металлоконструкций в прошлом году открыл новый цех, вложив в проект 600 млн руб. Ранее завод «Техно-Изол» перевел производство на оборудование американской фирмы Peddinghaus. Всего, по данным Союза стройиндустрии, предприятия области вложили в техперевооружение порядка 28 млрд руб. Модернизация позволяет выйти на новый уровень: повысить качество продукции и при этом сократить затраты на ее выпуск и себестоимость. Однако, по словам Анатолия Сысоева, президента НП «Уральский строительный кластер», техперевооружение не всегда приводит к снижению отпускных цен:

«Некоторые заводы как получали 200% рентабельности, так и продолжают. Особенно это касается цементников. Наш цемент в два раза дороже, чем у поставщиков из Оренбурга! Зачем тогда модернизация, если такая высокая себестоимость?».

Юрий Чумерин подтверждает: в регионе успешно работают предприятия из соседних областей:

«Много лет на нашем рынке плотно сидит ячеистый бетон из Челябинска. Хотя мы тоже выпускаем его в достаточном объеме. Уверенно заходит утеплитель, ЖБИ, цемент из Перми, Новосибирска и того же Челябинска. И их цемент дешевле на 35%, песок — в два раза, стеновые материалы — на 15–20%. Причина в высокой себестоимости продукции местных заводов — на одни только зарплаты рабочим наши предприятия тратят на 25% больше, чем их челябинские коллеги».

Г н Сысоев убежден: если производители не изменят ценовую политику, они рискуют потерять клиентов:

«Пора браться за ум. Сесть и договориться о формировании стоимости продукции. Иначе конкуренты из соседних регионов захватят рынок».

Тем не менее, часть свердловских производителей за сбыт внутри региона не беспокоится и идет за его пределы — так, в этом году ГК BROZEX построила завод по производству сухих строительных смесей в Искитиме (25 км от Новосибирска). По словам владельца компании Вячеслава Брозовского, в Сибири будут производить плиточные клеи, стяжки, ровнители, цементные штукатурки и кладочные смеси. В дальнейшем ассортимент расширят. Известно, что проектная мощность предприятия — 90 тыс. т в год, география поставок охватит территорию от Новосибирска до Тюмени. ГК вложила в проект порядка 250 млн руб. и намерена потеснить сибирского монопроизводителя — компанию «Геркулес». Также в этом году завод под Новосибирском мощностью в 250 тыс. т открывает компания «Бергауф строительные технологии». По словам гендиректора компании Ирины Невзоровой, добавление мощностей в Новосибирской области диктует логика территориальной экспансии:

«К тому же логистика дорожает, поэтому целесообразнее не возить продукцию с Урала за 2 тыс. км, а ставить в Сибири собственные заводы».

Ориентация — север

Вместе с тем свердловские производители стройматериалов намерены завоевать рынки ХМАО и ЯНАО — стратегией и тактикой экспансии занимается «Уральский строительный кластер». Начинать с нуля не придется — северное направление для свердловских предприятий традиционное, но в последнее десятилетие регион уступил часть позиций игрокам из других областей. Г н Чумерин:

«В ХМАО нас опережают челябинские и уфимские производители — по ЖБИ, омские и новосибирские — по щебню и цементу. Сибирякам доставлять грузы по Иртышу и Оби дешевле, чем свердловчанам по железной дороге. Но новые рынки сбыта необходимы, иначе мы замкнемся в области и будем уничтожать друг друга излишней конкуренцией».

Анатолий Сысоев добавляет: в районе Ханты-Мансийска и на Ямале стартует крупное строительство — международного порта «Сабетта», заводов по сжижению газа. Также там будут возводить мосты, авто- и ж/д дороги, энергостанции, поселки для нефтяников, моряков и военных и др.:

«И мы можем в этих проектах участвовать — наладить поставки стройматериалов на Север. Это наш единственный путь, чтобы резко поднять экономику области».

Ситуация начала выравниваться с открытием в прошлом году дороги Ивдель — ХМАО, которую строили восемь лет. Теперь 80% грузов местные предприятия довозят прямо до северных строек. Помимо этого в работу включились областные власти: правительство профинансировало анализ рынков Тюменской области, ХМАО и ЯНАО с точки зрения перспектив продвижения местной продукции. Также заключено предварительное соглашение о взаимодействии в этой сфере с руководством ХМАО, подобный документ готовится для ЯНАО. Плюс принципиально одобрена идея создания полярного транспортного коридора: для этого нужно построить ж/д магистраль Ивдель — Обская (Салехард), модернизировать порт Сергино в ХМАО, чтобы он мог пропускать 10 млн т грузов в сезон вместо сегодняшних 1 млн т. И создать логистические центры в районе Серова, Краснотурьинска, Нягани и Приобья. Г н Сысоев рассчитывает на поддержку руководства СвЖД и Обско-Иртышского пароходства.

Впрочем, областной вице-премьер Сергей Зырянов отмечает, что заставить северян покупать продукцию свердловских заводов невозможно:

«Это экономика. Если им дешевле поставлять материалы из Сибири, мы бессильны».

Как добавляет Дмитрий Шумков, глава отдела транспортно-логистической инфраструктуры Минтранса области, чтобы построить дорогу Ивдель — Приобье, придется выходить на федеральный уровень и доказывать, что этот проект экономически обоснован и необходим. Замминистра экономики области Елена Новоторженцева соглашается:

«Такой грандиозный проект в одиночку не потянуть. Нужно добиваться его включения в стратегические документы федерального уровня».

Однако производители стройматериалов надежды не теряют: решено продолжать совершенствовать логистику поставок на север УрФО и обратиться в полпредство и Госсовет РФ. Чтобы те изучили ж/д маршруты в ЯНАО тщательнее и можно было выйти на строительство ветки Ивдель — Обская.