Минимальная потребность в ПЭТ-диагностике для жителей Свердловской области – около шести тысяч исследований в год. Однако эксперты указывают, что одним только строительством ПЭТ-центров не обойтись.
По словам Аркадия Белявского, министра здравоохранения Свердловской области. диагностика с радиофармпрепаратами (позитронно-эмиссионная томография) позволяет обнаруживать нарушения деятельности органов намного раньше анатомических изменений, выявляемых всеми остальными методами, в том числе и самыми современными диагностическими. Особенно эффективен этот метод в сочетании с компьютерной томографией (ПЭТ/КТ).
Сознавая серьезность проблемы, правительство Свердловской области уже заключило соглашения о сотрудничестве с ОАО «ПЭТ-диагностика Урал» и ООО «ПЭТ-Технолоджи». «Необходимо, чтобы графики работ по строительству ПЭТ-центра в Екатеринбурге строго соблюдался. Все вопросы, по земле, по проектированию и так далее должны решать оперативно. Это очень важный для области проект», – отметил председатель правительства региона Денис Паслер. Однако эксперты рынка считают, что строительство ПЭТ-центров – только одна стороны проблемы. По словам Томаша Комады, председателя совета директоров ООО «МедикорФарма-Урал», прежде, чем ПЭТ-центры начнут работать, региону необходимо решить кадровый вопрос. «Можно долго обсуждать, сколько нужно ПЭТ-центров и циклотронов на регион, но это частности. Важнее задать себе другой вопрос – кто будет стоять по ту сторону от этих сложнейших технологичных аппаратов», – говорит он. – Врача ядерной медицины пока нет даже в номенклатуре специальностей российских вузов, есть только радиолог, но у него совершенно иная задача и другой набор компетенций. Нужно подготовить квалифицированных онкологов, кардиологов, неврологов – то есть тех специалистов, которые смогут использовать диагностические исследования методами ядерной медицины в своей дальнейшей терапевтической деятельности. Потому-то развивать радиофармацевтику отдельно, до построения системы, нет, на мой взгляд, никакого смысла».
По словам г-на Комады, ядерная медицина – потенциально очень прибыльна и для государства, и для частного инвестора. На одном из заседаний правительства РФ прозвучало утверждение: каждый рубль, вложенный в это направление, в перспективе вернется в шестикратном размере. Однако экономический эффект от выявления онкологических заболеваний на ранних стадиях пока никто не рассчитывал, хотя интуитивно выгода понятна – здоровый человек может вернуться к работе и снова платить налоги, вместо того, чтобы становиться дополнительной нагрузкой для системы социальной помощи.