Разработку концепции транспортно-логистической системы региона заказало Министерство промышленности. Подрядчик-исполнитель — московская консалтинговая компания Cominfo Logistics Solutions. Разработ
Разработку концепции транспортно-логистической системы региона заказало Министерство промышленности. Подрядчик-исполнитель — московская консалтинговая компания Cominfo Logistics Solutions. Разработчики отталкивались от текстов 15 федеральных и областных программ. В частности, ознакомились с планами развития ОАО «РЖД» и СвЖД, транспортной стратегией РФ до 2020 г., федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» и др. На основе этой информации сделали вывод: на территории области до 2030 г. необходимо построить не менее 1,3 млн кв. м складских площадей.
В радиусе до 50 км от Екатеринбурга, по их мнению, есть смысл возводить как минимум три индустриально-логистических парка. Плюс еще восемь складских терминалов — в других городах области (см. «Детали»). Все они должны быть расположены в узловых центрах — местах пересечения основных железнодорожных и автомобильных путей, по которым в регион стекаются грузы.
Конкретные участки, на которых будут строить склады, и подробные параметры будущих объектов пока не раскрывают. Концепцию должны утвердить в правительстве области и в госструктурах, которые будут заниматься согласованием и выделением участков (министерства строительства, природных ресурсов, государственного имущества и т. д.), пояснила Светлана Усманова, специалист Министерства промышленности, курирующая проект.
Спонсировала разработку концепции группа компаний Валерия Савельева AVS Group. Объем затрат не разглашают. Но выгоды AVS понятны. Организация планирует получить часть зарезервированных под склады площадок. Как сообщил «ДК» Валерий Титчук, директор по развитию логистики AVS Group, компания намерена построить на нескольких участках в Екатеринбурге комплексы площадью не менее 50 тыс. кв. м каждый. В других городах области — склады по 10-25 тыс. кв. м. «Это будут пилотные проекты. Вероятно, в будущем свои планы мы скорректируем и увеличим предназначенные для строительства площади», — добавил он. По прогнозам г-на Титчука, подбор площадок закончат в первой половине 2009 г. Позже участки начнут готовить к застройке.
Приобретать площадки под строительство будут по ценам, учитывающим расходы на их подготовку. В сумме на строительство 1 кв. м девелоперы потратят около $1 тыс. Всего на реализацию концепции поэтапно уйдет $1,3 млрд.
В проекте, по мнению его авторов, сходятся интересы государства и бизнеса, отмечает Валерий Титчук. «Каждый участник рынка сам сможет определить, войдет он в проект на стадии проектирования или строительства, в качестве инвестора или пользователя услуг», — рассказал он.
Еще одним преимуществом программы, которое привлечет частный капитал, г-н Титчук называет единую управляющую компанию. Она станет распределять грузы, проходящие через складские терминалы будущей сети. «Специалисты этой структуры смогут отслеживать грузопоток в реальном времени и перенаправлять его в случаях, когда один из логопарков сети окажется перегруженным», — пояснил Валерий Титчук. В итоге за счет удачного местоположения будущих объектов и деятельности единой управляющей компании грузопоток, проходящий через Свердловскую область, увеличится втрое — с нынешних 20 млн до 60 млн т в год, считают в Министерстве промышленности.
Идея согласовать планы девелоперов с общим развитием транспортно-логистической инфраструктуры региона не лишена смысла, комментирует Андрей Гостяев, председатель совета директоров ОАО «Лорри». Но рынок внесет свои коррективы в планы составителей концепции, считает он: «Равномерно распределить складские площади по узловым центрам не получится. Каждая компания будет подбирать участок в соответствии с собственной стратегией развития. Потому точно спрогнозировать, сколько складских площадей возведут на том или ином участке, сейчас невозможно».
К примеру, бизнес мало заинтересован в создании складов в отдаленных от Екатеринбурга городах, продолжает логику г-на Гостяева Дмитрий Голицын, руководитель проекта «Логистический центр» строительной компании «Металлайн». Львиная доля грузов идет именно через Екатеринбург. И чтобы этот поток перенаправить в другие областные города, необходимо создать там всю необходимую инфраструктуру, рассуждает он. Если региональные власти подготовить площадку под строительство способны, то провести через Нижний Тагил или Ивдель крупную федеральную трассу и перенаправить туда железнодорожный транспорт вряд ли смогут, заключает г-н Голицын.
Идею создания общей управляющей компании сторонние наблюдатели называют утопией. Будущим владельцам складских терминалов такая структура не нужна, полагает Андрей Гостяев: «Какой объем грузов каких компаний обрабатывают на терминале — это коммерческая тайна. Тем более непонятна схема перераспределения потоков с загруженных участков на свободные площади. Получается, что грузы будут перетекать от одного оператора другому. Кому нужно, чтобы фуры и вагоны уходили к конкурентам?» Даже если единую УК и создадут, ее услуги вряд ли окажутся востребованными, резюмирует он.