Оснований для существенного роста рубля на этой неделе почти не будет. Рубль продолжит реагировать на динамику нефтяных цен, которые не растут из-за дисбаланса между спросом и предложением сырья.
Такой прогноз аналитика ГК Forex Club Ирины Роговой публикует «Российская газета». Хотя, отмечает она, отдельные «зеленые побеги» в вопросе восстановления нефтяных котировок все же появляются. В минувшую пятницу министр энергетики Объединенных Арабских Эмиратов заявил, что его страна готова начать переговоры с другими нефтедобывающими странами по поводу сокращения объемов добычи.
«Если подобные комментарии продолжат появляться, нефть будет медленно, но уверенно двигаться в район уровня 34 доллара за баррель. На этом фоне и пара USD/RUB может снизиться в район уровня 77,5, а EUR/RUB может откатиться к 86,30. Кроме того, в России с 15 февраля стартует налоговый период, что может также оказать рублю умеренную поддержку», - отмечает Ирина Рогова.
Доллар и евро могут подскочить
Если перспективы мировой экономики и дальше продолжат вызывать беспокойство, в частности, если американская статистика выйдет недостаточно сильной, «все позитивные факторы могут быть нивелированы», говорит эксперт. В этом случае можно повышать повышения курса доллара до 80,5-82 рублей, а курса евро - до 93,5-95 рублей.
Укрепление доллара и другие причины (снижение цен на широкий спектр ценных бумаг, повышение ставок кредитования для подверженных риску заемщиков) делают финансовую ситуацию в США все менее благоприятной, отмечает Ирина Рогова. The Wall Street Journal опросил экспертов и выяснил, что около 60% из них ждут повышения ставки по итогам заседания ФРС в июне, 9% рассчитывают, что ставка повысится в марте, 13% - в апреле.
«Если в течение этого времени ситуация на мировых рынках стабилизируется, панические настроения улягутся, а из Штатов будет поступать достаточно оптимистичная статистика (рост занятости, ускорение темпов роста заработной платы, усиление инфляционного давления, а также возврат темпов роста экономики в район 2% по итогам 1 квартала 2016 года против 0,7% кв/кв по итогам 4 квартала 2015 года), вполне возможно, что Федрезерв решится на повышение ставки на 0,25%».
Однако если падение на фондовом рынке продолжится, то ставка может оставаться неизменной до февраля 2017 года. Если ФРС решит понизить ставку, это приведет к небольшому укреплению рубля: снижение ставки может привести к ослаблению доллара, вследствие чего нефть подорожает.
Эксперты «Финама» указывают, что существуют все основания для того, чтобы отсрочить дальнейшее повышение ключевой ставки американским ЦБ. Об этом заявила глава ФРС Джанет Йеллен, выступая на прошлой неделе с докладом перед Конгрессом США. Йеллен не стала напрямую заявлять о том, что в марте ставка будет сохранена на прежнем уровне, но в пессимистичном ключе высказалась о перспективах экономики. По ее словам, падение фондового рынка и другие неблагоприятные тенденции негативно сказываются на экономической ситуации в Штатах.
ЦБ начинает дедолларизацию
В 2014-2015 гг. количество валютных вкладов россиян заметно выросло, но позже ЦБ стабилизировал их объем: после повышения ключевой ставки выросли и ставки по рублевым депозитам в банках. В прошлом году доля валютных вкладов увеличилась у восьми из десяти крупнейших российских банков, и в этом году тенденция продолжится, считает главный экономист Национального рейтингового агентства Максим Васин:
«Этот процесс подогревается тем, что рублевые вклады с высокими ставками, открытые в конце 2014 — начале 2015 года, завершаются, и вкладчики переходят в валюту».
Ситуация изменится, если рубль начнет укрепляться или если правительство введет ограничения на приобретение и движение валюты. Об этом же на встрече с банкирами заявила и глава Банка России Эльвира Набиуллина: по ее словам, «одной из задач ЦБ в 2016 году будет дедолларизация балансов банков».
Дедолларизация коснется не только банков, но и компаний: они кредитуются в долларах, а получают рублевую выручку, и это вызывает беспокойство у руководства ЦБ.
«Когда валюта меняет свой курс резко, это может приводить к серьезным проблемам в обслуживании долгов, особенно предприятий, которые получают валютные кредиты, но не имеют валютной выручки. Это мы видим и в секторе недвижимости, торговли, когда у нас торговые центры получали кредиты в валюте, а выручку рублевую. Снижение курса резко увеличивало долговую нагрузку, это может создавать системные риски и для реального сектора экономики, и для финансовой системы», — говорит Набиуллина.