Меню

Свободные: как уральские бизнес-леди радикально меняют жизнь

Своё дело: как рождаются будущие знаменитые бренды. Истории Юлии Коган, Светланы Корабель, Лады Томиловой. DK.RU продолжает спецпроект, посвященный 8 Марта.

Они работали на крупные компании и увеличивали для их владельцев добавленную стоимость. А потом бросили все и открыли пусть маленькое, но свое дело. Увеличив тем самым процент счастливых и свободных людей на планете.

Юлия Коган: Из Microsoft в кондитерскую

Высшее образование Юлия Коган получила на кафедре социологии УГТУ-УПИ. С багажом знаний из области социологии, психологии и других гуманитарных наук ее и других выпускников назвали в дипломе «менеджерами» и отпустили в свободное плаванье. Большая часть курса пошла в маркетинг, Юлия поступила так же. Компании МТС она посвятила шесть лет, затем перешла в СКБ Контур, позже — в Microsoft. На досуге она с увлечением выпекала торты и подумывала о своей кондитерской.

«Не могу вспомнить момент, когда впервые пришла мысль, что на моей стряпне (как я ее скромно называю) можно неплохо зарабатывать, - рассказывает Юлия Коган. – Однажды знакомая рассказала, как ей нравится черемуховый торт в ресторане «Паштет». Я сказала, что мой — вкуснее. Мы поспорили, я принесла свой торт в компанию из двадцати девчонок. Всем ужасно понравилось! А потом одна из протестировавших мне позвонила. Это и был тот самый первый заказ».

В октябре 2012 г. Юлия Коган зарегистрировала ИП и приобрела домен для компании, названной «Кондитория». Продавать десерты она решила через Интернет, ставку сделала на премиальный сегмент: высокое качество продуктов, отсутствие консервантов, усилителей вкуса и авторские рецепты. Некоторые достались от мамы, другие привезены с мастер-классов в Каннах или Барселоне, некоторые — из книг.

На первых порах Юлия Коган совмещала работу в Microsoft и кулинарную деятельность. Это было нелегко: в офисе полагалось появляться в девять утра, а торты пеклись за полночь. Кроме того, их нужно было развозить. Дело получило новый импульс, когда начинающий кондитер ушла в декрет. В октябре 2013 г., в честь годовщины «Кондитории», Юлия объявила акцию: любой торт за полцены. Заказы посыпались как из рога изобилия. Супруг Юлии стал помогать, теперь уже он совмещал работу и выпечку тортов.

На первых порах кондитерский бизнес шел как бы сам собой: не было жесткого бизнес-плана, хотя опыт прежней работы Юлии Коган позволял ей сделать расчеты. Вложения составили всего 50 тыс. руб.

«Супруг часто меня ругает: ты же знаешь, что такое себестоимость, что ты делаешь? – делится Юлия Коган. - Выставляешь цену по прихоти, какой ты после этого бизнесмен! Да, я поначалу руководствовалась лишь тем, сколько сама хочу получить за торт, за какие деньги я оторвусь от других дел и пойду его готовить. Уже потом, когда мы стали сотрудничать с ресторанами, руки дошли до скрупулезного расчета себестоимости, поиска поставщиков, перехода на профессиональные линии продуктов. Это для меня зона роста: начать использовать в своем деле не 10% имеющихся знаний, а 50% и больше. Ведь я управляла бизнесом с оборотами в 200 млн руб. в месяц».


Источник: http://conditoria.ru/

Проблем с заказчиками «Кондитория» не испытывает: до сих пор еще ни один клиент не сказал «это не вкусно». Самое неприятное, что приходилось слышать кулинару, — «это просто не мой торт, давайте попробую другой». «Постоянно предлагают сделать торт с мастикой. Молодые мамы обрывают телефоны с просьбой сделать десерт в виде замка фей, которые так любит ребенок. Я говорю им: купите ребенку замок из «Лего», а я сделаю просто вкусный торт. Дети никогда не едят мастики. Если бы я занималась этим направлением, то пекла бы уже всему городу, потому что такие заказы поступают постоянно».

Единственное, что осложняет работу Юлии, — это частые авралы: «Клиенты звонят всегда накануне с просьбой испечь два «Медовика» к завтрашнему дню, и они готовы переплачивать за срочность. Люди не умеют заказывать заранее: если бы я точно знала, что меня ждет на следующей неделе, — давно бы арендовала на постоянной основе цех и сделала настоящую кондитерскую».

Сейчас «Кондитория» приносит своей владелице доход, сопоставимый с зарплатой, которую она получала в корпорациях. «Не могу утверждать, что торты — это дело всей моей жизни, что я буду заниматься им до старости, — признается Юлия Коган. — Одно знаю точно: никогда не вернусь в большие компании. В определенный день и час мне важно оказываться не в офисе на унылом совещании, а на утреннике моего ребенка. Так что все, что я делаю, делается ради свободы».

Лада Томилова: Дизайнер с навыками танцовщицы

В Екатеринбург Лада Томилова приехала из маленького свердловского городка, чтобы учиться на факультете журналистики. Во время учебы приходилось работать, чтобы не сидеть на шее у родителей. Тут пригодилась сценическая подготовка, полученная в детстве: с 6 до 15 лет Лада занималась вокалом. Она стала работать в екатеринбургском ночном клубе Divan: сначала — танцовщицей, а позже — в собственном, особом жанре.

«Это жанр «эротик-вокал»: девушка на сцене медленно раздевается, курит и поет, — рассказывает Лада Томилова. — Все номера мы ставили совместно с профессиональным хореографом, а костюмы я придумывала сама. Это были платья вечернего типа, очень женственные, сексуальные, подчеркивающие фигуру. Не просто платья, а образ на сцене. Как выяснилось, это нравилось не только посетителям, но и посетительницам. Так и возникла идея шить платья. Я подумала — почему бы и нет — и на пробу было отшито пять или шесть платьев. Они разошлись очень легко».

Лада только рисовала эскизы и отдавала их вместе с тканью швее. Первую партию она распродала через социальные сети. Цены были смешными, модели — необычными.

Примерно в то же время Лада Томилова стала закупать для Екатеринбурга коллекции платьев в Бангкоке. Большая часть привезенной одежды также расходилась через Интернет, кроме того, действовал небольшой шоу-рум в центре города.

Следующим ходом в развитии женского бизнеса должно было стать открытие собственного шоу-рума и мастерской. Идеально подходящее место на ул. Хохрякова Лада увидела случайно. Оборудовали небольшой цех на две швейные машинки, дизайнеры интерьеров помогли продумать интерьер торгового зала. Так появился салон SIAMMSIAMM.

Сначала в салоне работало двое портных, которые занимались всем сразу: аренда, закономерно, оказалась недешевой. Портные шили и коллекции по эскизам Лады, и по идеям покупательниц, на заказ. Через полтора года подход изменился: от работы в формате ателье владелица отказалась, SIAMMSIAMM полностью сосредоточился на создании и продаже собственных моделей. Прошлым летом начал работать отдельный цех. Там производят уже не штучный продукт, но небольшие партии платьев.

«Захотелось сделать одежный масс-маркет хорошего качества. В глобальных масштабах нечто подобное шьют транснациональные компании вроде ZARA. У нас ассортимент, конечно, не такой — просто красивые платья для души, - объясняет Лада Томилова. Мы не делаем подиумную моду, это не фэшн, это платья, которые может себе позволить девушка в нашем городе на свою зарплату. Но наши платья отличаются и от масс-маркета. Наверняка можно сказать: «Это то, что я бы хотела для себя».


Источник: http://siammstore.ru/

Покупательницы у SIAMMSIAMM самые разные: это и совсем юные девушки, и вполне взрослые дамы. Сейчас бизнес Лады Томиловой медленно, но верно встает на ноги. Сформировалась команда, объемы и скорости производства и продаж подросли, стало заметно лучше качество. Если вначале было лишь две портнихи, позже теперь штат пополнился закройщиками, менеджерами по развитию, новыми портными. В коллекцию входит в среднем десять моделей. Сначала для пробы выпускают два размера каждого из них, обычно — 42 и 44. На подготовку двадцати платьев уходит недели полторы-две. Затем выпускают самые популярные из новых моделей, а также дополняют линейку большими размерами. Чтобы отшить партию, уходит еще две недели: портным приходится заново приноравливаться к каждой новой коллекции, так что их работа сложнее труда в обычном одежном цехе, где одну и ту же одежду шьют месяцами или годами.

«Резко вынырнуть из одного дела в другое было для меня трудно. Я очень неконтактный человек, и для меня иногда бывает настоящим мучением с кем-то общаться. Но период адаптации почти прошел, и стало легче», — заключает она.

Светлана Корабель: Эксперимент юридической фирмы

В прошлом году управляющий партнер юридической компании «ЮС КОГЕНС» Светлана Корабель удивила и обнадежила все деловое сообщество Урала, объявив о новом, непрофильном занятии – производстве козьего сыра.

Фермерское хозяйство «Долина коз» Светлана Корабель запустила в декабре 2014 г., сначала в Пермском крае, потом перевезла хозяйство поближе к Екатеринбургу. В хозяйстве насчитывается 30 коз. Отработана рецептура сливочного сыра и феты, камамбера и шевре. «Это хобби, пока я не вижу здесь никакого бизнеса. Думаю, буду заниматься этим год: считаю, смотрю — если это может стать бизнесом, то будем расти и развиваться, а если нет — оставить небольшое фермерское хозяйство в рамках хобби». 

Создание подобного хозяйства — затратное занятие: в проект вложили примерно 800-900 тыс. руб., и требуется еще примерно 1,5 млн руб. на ремонт цеха и покупку большой сыроварни.

— Долгое время я пребывала в уверенности, что производством сыра занимаются только крупные молочные комбинаты, выпускающие этот продукт десятками тонн. О том, что сыры можно изготавливать в небольших крестьянских хозяйствах, узнала, когда путешествовала по Европе. Больше других мне приглянулась ферма в Швейцарии, где семья из четырех человек держала около сотни коз и зарабатывала на жизнь продажей сыров – это занятие позволяло им обеспечивать себя всем необходимым. Такой опыт показался мне достойным внимания. По возвращении я решила завести собственных коз.

Новое занятие я сразу воспринимала как хобби – иллюзий, что это бизнес, который может работать без участия инвестора и приносить стабильный доход, у меня не было.

По моим расчетам, средства, вложенные в домашнее производство сыров, могут окупиться не раньше, чем за 10-12 лет, а прибыль, которую оно будет приносить, можно рассматривать только как компенсацию затраченного времени. Та же сумма, размещенная на депозите, позволит заработать больше. Вопрос даже не в масштабе производства – расширение хозяйства требует новых инвестиций, но не гарантирует кратного увеличения выручки.

Но я решила попробовать — скорее из спортивного интереса. Благо, в Перми нашелся человек, купивший в свое время заброшенную ферму с прицелом на разведение скота. Требовалось лишь довести до ума загон и производственное помещение — вставить окна и сделать внутренний ремонт. У хозяина был опыт фермерства, и поначалу все складывалось как нельзя лучше, однако не сработались, уж больно далеко ездить, а без контроля и влюбленного в дело человека все рушится. Тогда я решила перевезти коз ближе к дому. Нашла среди знакомых супружескую пару — начинающих фермеров, которые сами пытались то свиней, то кроликов разводить. Вдохновила их своими козами и вместе мы стали развивать этот проект. Купила соседний к ним участок, рядом с полем для сенокоса. И за лето мы построили загон для коз и коробку под цех, внутренние работы завершаем только сейчас.

В Европе, на которую мы ориентировались, культура потребления сыров выше, чем в России. Там выпускают множество книг и энциклопедий, рассказывающих о разных сортах сыра и технологиях его производства. И во многих ресторанах есть специалисты по сыру, готовые делиться рекомендациями.

А главное, потребитель готов переплачивать за фермерские продукты. При этом доходы крестьянских хозяйств, производящих сыры, зависят от государственных субсидий и эко-туризма.

Поскольку иностранные сыры сейчас под запретом, и государство декларировало поддержку российских производителей, мы с партнерами решили выяснить, может ли фермерское хозяйство в Свердловской области рассчитывать на субсидии.

Один из вариантов — рассматривать хозяйство как семейную ферму, для которых предусмотрен ряд субсидий. Но помешало два момента. Главой хозяйства у моих партнеров оформлена жена, прописанная в Екатеринбурге, а закон требует, чтобы прописка у нее была в сельской местности. Еще с нас просили отчетность по выручке за год, а выручки как таковой пока нет. С другой стороны, в категорию «начинающие» мы тоже не попадаем, ибо хозяйство создано больше двух лет назад (из них только полтора года ушло на оформление аренды земель под сенокос). В общем, пока наше сельхозпредприятие требованиям не соответствует. Возможно, в следующем году удастся оформить бумаги как положено.


Фото: «Долина коз» / Олег Барашков

Сыры мы делаем разные — мягкие творожные, камамбер, фету в масле и полутвердый сливочный. Мягкий сыр продаем по 1000 руб. за кило, твердый — 1,5 тысячи. Окупаемость текущих расходов достигается при 20 дойных козах, это получается около 20 кг в месяц — такой объем без особых трудностей расходится по друзьям и знакомым. Продукцию готовы брать рестораны и магазины. Уже есть письма от торговых сетей — привозите, будем продавать. С учетом всего этого планируем увеличить поголовье коз до сотни.

Но заработать на одном только производстве сыра невозможно. Это мы понимаем. Единственный вариант превратить хобби в бизнес — наладить эко-туризм — создать инфраструктуру для посетителей, готовых платить за проживание на ферме и экскурсии в сырные цехи.

В Испании, например, в крестьянские хозяйства привозят школьные классы, чтобы познакомить детей с крестьянским трудом. Думаю, наших школьников эта тема тоже заинтересует. Для семейного отдыха, кстати, тоже подходит. Не Турция, конечно, но экзотики хоть отбавляй.

Поэтому, как только наладим производственные процессы, начнем строить жилье для будущих туристов. Планов много. Возможно, когда-то сырное производство перерастет статус хобби и эксперимента юридической фирмы, решившей попробовать свои силы в сельском хозяйстве.

Использованы материалы из архивов «Делового квартала».