«Герой гражданского сопротивления той власти, которая есть сейчас, человек, который митинговал против этой власти еще до того, когда это стало модно».
8 декабря на 92-м году жизни умерла правозащитник Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинской группы. Она ушла из жизни в палате московской городской клинической больницы № 15, врачи которой уже не раз спасали ее, говорится в заявлении президентского Совета по правам человека.
В последнее время ей было уже трудно справляться с болезнью, но дух ее как всегда был гораздо крепче тела и гораздо сильнее любых болезней. Еще вчера и позавчера она давала поручения своей помощнице Лене Блиновой, и эти поручения касались помощи другим людям. Она оставалась правозащитником до последних мгновений, она действительно положила свою жизнь за други своя. Сказать, что нам будет ее не хватать — это ничего не сказать. Это страшная потеря для всего правозащитного движения России, — сказал глава СПЧ Михаил Федотов.
Людмила Алексеева родилась в 1927 г. в Евпатории, но с 10 лет жила в Москве. В юности она была убежденной комсомолкой, но учеба на историческом факультете в МГУ, где среди студентов было много фронтовиков-комсоргов, которые могли возбудить против однокурсников «персональные дела» даже за несданный вовремя транспарант. в 1953 г. после смерти разоблачения культа личности Сталина пережила мировоззренческий кризис.
В 60-е годы квартира Алексеевой стала местом встреч диссидентов. Она занималась правовой и организационной помощью политическим заключённым в СССР, ездила в лагеря и ссылки, распространяла самиздат. В 1976 г. Людмила Алексеева стала одним из учредителей Московской Хельсинкской группы — старейшей правозащитной неправительственной организации России. В 1977 г. ее под угрозой ареста вынудили уехать в США, где она прожила до 1993 г., а затем вернулась в Россию.
С 1996 года Алексеева стала председателем МХГ. А в 2002–2012 гг. была членом Комиссии по правам человека при Президенте РФ.
В 2007 г. Людмила Алексеева сказала:
Не знаю, доживу ли я до этого, но я желаю вам: в 2017 году — легко запомнить! — вспомните о предсказании бабушки Люды. В 2017 году мы будем демократическим и правовым государством!
В 2017 г. поздравить ее с 90-летием приехал президент Владимир Путин.
Незадолго до смерти Алексееву включили в новый состав СПЧ.
Для людей, которые жили в России в нулевые, Людмила Алексеева — не столько советский диссидент или историк диссидентского движения (она автор большой фундаментальной книги о диссидентах), сколько герой гражданского сопротивления той власти, которая есть сейчас, человек, который митинговал против этой власти еще до того, когда это стало модно, человек, который протоптал нам всем дорогу на Болотную и на те улицы и площади, которые были после нее. И сон становится страшным, когда в нем появляется Владимир Путин, вручающий — понятно, с каким намеком, — Людмиле Алексеевой гравюру с видом ее родного Крыма, произносящий какие-то очень любезные слова и нежно берущий ее за руку. Диссидентство многие ошибочно считают политическим явлением, хотя в его основе не политическая, а этическая альтернатива тому, что делает власть. И именно поэтому кажется невыносимым, когда власть берет диссидентку за руку и благодарит «за жизнь ради людей», — написал в Facebook журналист Олег Кашин*.
«Таких людей в наше время уже не делают», — написал журналист Илья Барабанов*.