Меню

Такси нужно тройное лицензирование

Михаил Бабин, президент ГК "Технология ресурсов"

Такси нужно тройное лицензирование
 
Михаил Бабин, президент ГК «Технология ресурсов»
 
Говорят, появлением нового закона о такси мы обязаны владельцу одного из крупнейших московских таксопарков. Он однажды приехал с другом-генералом на вокзал. Друг возмутился засилью таксистов-нелегалов: «Вы что, порядок у себя на рынке навести не можете?». Бизнесмен ответил, что пока нет никакого закона, отличить легальных водителей от теневых невозможно. С этого все и началось – столичные власти решили отсечь нелегалов от рынка. Но так как Москва – это субъект Федерации, то и вопрос стал решаться на уровне субъектов федерации. И это стало большой ошибкой.
 
Дело в том, что рынок такси в столице и, например, в Екатеринбурге очень различаются. А ведь есть еще малые города – там тоже ситуация другая. Кроме того, такси работают в разных сегментах, бизнес в которых строится по разным правилам. В одних службах останавливаются на улице по взмаху руки. Другие работают на определенных точках (вокзалы, аэропорты). Одни принимают любые заказы по телефону, другие обслуживают корпоративных клиентов. Невозможно всех причесать под одну гребенку и установить для всех одинаковые правила. Однако Москва обязала все регионы разработать универсальный закон для всех муниципальных образований. Изобретение закона привело к тому, что введенное лицензирование такси свелось к формальности.
 
Регионы винить сложно, они за эти сроки сделали все, что могли. Однако собрать нужные документы и получить лицензию на коммерческие перевозки может даже наркоман на пятнадцатилетнем «ведре». Ясно, что нелегалы лицензироваться не будут. И это даже не злой умысел. Они просто не знают, как это – работать по закону. Разрешения на машины получили добросовестные службы такси. За это их каждый год будут проверять и иногда наказывать.
 
А ведь ничего изобретать было не надо. В Европе и Америке давным-давно отрегулирован рынок такси: смотрите и перенимайте.
 
Во-первых, нужно ввести жесткое лицензирование водителей, и не в нынешнем понимании, когда достаточно собрать документы и отнести их чиновнику. В Великобритании проблема качества водительского состава решается так: каждый таксист 2-3 года учится. Экзамен у него принимает специальная муниципальная структура. Проводится профессиональная проверка его здоровья, тестов на наркотики, проверка уголовного прошлого, истории нарушений ПДД. Выдается личная лицензия, причем если водитель совершил проступок и лишился ее, это навсегда.
 
В России также лицензию нужно сделать платной – чтобы оградить рынок от мелких дельцов, для которых 60 тыс. руб. – колоссальные деньги, а до качества услуги нет никакого дела. В мире стоимость лицензии начинается от $500, а в Нью-Йорке лицензия свободного таксиста недавно ушла с аукциона за $1,2 млн. Там число разрешений ограничено, и потому они стали своего рода ценной бумагой – ежегодно прибавляют в стоимости 30-40%. При таком раскладе таксист намного ответственнее. В стоимость лицензии можно включить налог – тогда водителю не удастся объяснить отсутствие декларации за прошлый год тем, что он «тогда не ездил». Это важно, потому что в противном случае настанет время, когда эти таксисты выйдут на пенсию, и оплачивать ее будем мы и наши дети. Надо понять, что поездка на частнике-нелегале – такое же воровство, как установка пиратского софта.
 
Во-вторых необходимо лицензировать и сам автомобиль. Прописать требования к его техническим характеристикам: размеру, безопасности, удобству посадки, радиусу разворота, цвету и т.д. И к экологичности – Япония сейчас переходит на таксопарк электромобилей, в Нью-Йорке в такси лицензируются только машины с гибридными двигателями.
 
В третьих Лицензирование должна проходить и сама компания. При подаче заявки - сразу предоставлять лицензированный кабинет медицинского предрейсового осмотра  и оборудованное место предрейсового смотра автомобилей.. Тогда водители реально начнут проходить медосмотры.
 
В четвертых определить и законодательно утвердить количество выдаваемых лицензий в каждом муниципальном образовании. В Нью-Йорке 52 000 лицензий и ни одной больше. Чтобы получить лицензию, нужно, чтобы ее кто-то «освободил».
 
Но даже тройное лицензирование будет бессмысленным, если не создать надзорный орган. На муниципальном уровне. В Нью-Йорке такая комиссия работает, контролирует такси и лимузины. Подобная служба есть в Лондоне. Они жестко наказывают недобросовестных водителей. В Белоруссии, например, за нелегальный извоз конфискуют машину. Насовсем. Существовавший до этого штраф в 60 000 рублей никак не повлиял на нелегалов. России стоит поступить так же. Конфискация или 2-3 месяца тюрьмы. В крайнем случае, штраф в 500 тыс. руб. Тогда таксист-нелегал будет бояться.
 
Разумеется, на цивилизованном рынке цены на поездки несколько выше, но и отношение клиентов к такси сейчас неадекватно. Люди спокойно воспринимают то, что труд парикмахера или массажиста стоит не дешевле 1 тыс. руб. в час, но уверены, что таксисты должны биться с ними целый час за 200 руб.
 
Весь вопрос в том, как быстро рынок такси перестанет быть диким. Тренд уже проявился, новый закон определил хоть какие-то правила игры. Теперь нужно набраться терпения. Рынок перейдет в цивилизованный формат. Я думаю, что это неизбежно.