Уральское таможенное управление вплотную стало проверять склады крупных екатеринбургских поставщиков компьютерной техники. В феврале ревизии подверглись компании «Клосс» и «Трилайн». Товары на это
Уральское таможенное управление вплотную стало проверять склады крупных екатеринбургских поставщиков компьютерной техники. В феврале ревизии подверглись компании «Клосс» и «Трилайн». Товары на это время оказались заморожены. Представители Ассоциации компаний сферы информационных технологий (АКСИТ) считают, что действия таможенных органов могут дестабилизировать ситуацию на рынке. Таможенники же уверены, что способствуют созданию условий для равной конкуренции.
Рынок информационных технологий попал в сферу внимания таможенников в декабре 2005 г. Сначала проверки начались в Москве и Санкт-Петербурге, а теперь продолжаются в регионах. Как отмечают сами предприниматели, в первую очередь таможенники приходят в крупные и заметные организации. Ревизоры проверяют каждую позицию, по какой ГТД (государственная таможенная декларация) она была завезена, и, если на границе в документах вместо процессора числится зеленый горошек, компания-владелец должна либо компенсировать недостающие таможенные платежи, либо дожидаться, пока таможенники не найдут виновного в ошибке. Проблема в том, что сами уральские фирмы внешнеэкономической деятельностью не занимаются и к ним товар поступает через третьи-четвертые руки. Самостоятельно проконтролировать соответствие ГТД при покупке они не могут. Кроме того, номенклатура комплектующих насчитывает сотни и тысячи позиций. Для проверки каждого документа потребуется штат сотрудников. Товары с ошибками в ГТД появляются неизбежно. В прошлом году уральские таможенники инициировали 21 ревизию поставщиков бытовой техники — и каждый раз выявлялись нарушения. Настораживают же ИТ-сообщество не столько сами проверки, сколько неопределенность — если нет возможности контролировать каждую ГТД, то и нет вероятности избежать нарушений. «Откройте нам базы по ГТД, чтобы мы могли видеть, контрабандный ли товар мы закупаем, и тогда мы готовы отвечать за последствия», — предложил таможенникам Александр Сибиряков, генеральный директор компании «Диджитек». Но такой возможности у таможенников пока нет.
Как подтвердил Вадим Мясников, заместитель начальника Уральского таможенного управления, проблемы в организационной части проверок есть, но они решаемы, и таможенники готовы обсуждать их с ИТ-сообществом. Повышенное же внимание к ИТ-фирмам представитель таможенного управления объяснил большим количеством нарушений в этой сфере. Ревизоры сравнили данные об экспорте из ведущих стран мира и импорте в Россию и обнаружили, что Россия ежегодно теряет до $4-6 млрд. Вадим Мясников: «Мы не исключаем, что для некоторых предприятий эти проверки будут означать краткосрочные проблемы, но в долгосрочной перспективе выгоды не получит никто, а рынок станет более цивилизованным и прозрачным».
Представители АКСИТ в целом не сомневаются в необходимости проверок и борьбы с контрабандным товаром, поскольку на рынке есть «серая» продукция, но не понимают, почему контролируют не тех, кто ввез комплектующие в страну, а тех, кто контактирует с конечным потребителем. «Крупные поставщики заинтересованы в «белых» схемах, но именно они могут понести потери в первую очередь, и это даст преимущество фирмам, работающим по «серым» схемам», — заявил Станислав Сиражев, исполнительный директор АКСИТ. Президент АКСИТ Борис Шиманович уверен, что не только сам процесс проверок можно сделать эффективнее, но и проводить их следует у тех, кто ввозит товары в страну. Тем более что в России компаний, напрямую работающих с вендорами, — десятки, а количество продавцов компьютеров только в Екатеринбурге достигает 200. Между тем каждая ревизия — это стресс для предприятия. «У нас проверка идет уже три недели, и пока потери для бизнеса вполне терпимые, значительных нарушений найдено не было, бизнес не останавливался», — комментирует ситуацию Павел Татарченков, генеральный директор компании «Трилайн». Но по оценкам специалистов, для других фирм последствия могут быть и более серьезными — вплоть до увольнения сотрудников и потери рыночной доли. Одновременно появляется возможность роста цен. Сотовые телефоны в прошлом году подорожали почти на 50%. Вадим Мясников не исключил некоторого повышения цен на компьютеры, но только в рамках возросших затрат на правильное оформление всех товаров. Таможня готова к диалогу с ИТ-компаниями и уверена, что обеление рынка пойдет на пользу всем, кто работает честно.