У них есть слава, деньги, самореализация. Вероятно, эти люди владеют каким-то секретом и если подражать им, можно добиться многого? Как бы не так. Советы миллиардеров могут довести до сумы. Проверено.
Часто можно услышать, что для личностного роста важно совершенствовать свое окружение. Специалист по мотивации Джеймс Клир написал в «Твиттер»:
Если вы хотите войти в 1% лучших в какой-то области, вы не можете равняться на остальные 99% и следовать их социальным нормам. Это сложнее, чем кажется. Мы рождены, чтобы подражать. Чем выше вы хотите подняться, тем тщательнее должны выстраивать свое племя.
Он прав, «неправильные» люди вокруг могут помешать вашему прогрессу, но здесь есть нюансы, говорит бизнесмен Скотт Янг. Не зря антрополог Джозеф Генрих утверждает, что люди не просто копируют поведение окружающих. Более того, сам факт того, что мы не следуем этому простому подходу, может лежать в основе всего человеческого прогресса.
Кому подражать: престиж и доминирование
Многие животные демонстрируют иерархию доминирования. Эти иерархии устанавливаются силой и существуют среди людей так же, как и в других видах. Боссы, командиры и короли определяют представление о том, что доминирующий индивид имеет более высокий статус.
Но у людей есть еще одна статусная иерархия, которой нет у других видов. Это иерархия престижа, которая поддерживается не силой или созданными альянсами, а уважением. Художники, ученые, знаменитости и интеллигенты в этой иерархии стоят на достаточно высоких местах.
Антропологи установили, что в разных культурах люди не просто слепо копировали поведение окружающих, они копировали авторитетных личностей. Это подражание, кажется, происходит не на рациональном уровне. Люди копируют что-то, даже не задумываясь, почему это поведение лучше, чем то, что они делали раньше. Они копируют просто потому, что кто-то авторитетный делал именно так.
Мы стараемся делать то, что делают те, кто круче нас, даже если не осознаем этого.
Сила подражания престижному
Генрих уверен, что этот простой механизм — подражание авторитетным людям (или группам), — возможно, был одним из основных механизмов, лежащих в основе изобретения культуры и объясняющих, как люди превзошли предков-гоминидов.
Подражание престижному похоже на естественный отбор, но вместо наследования генов копируется поведение других людей. Именно так сложные схемы действий могут развиваться и распространяться в культуре, даже если окружающим непонятно, почему так происходит.
Именно так, видимо, в наших культурах появились бесчисленные полезные стратегии и модели поведения, для которых у нас нет четких объяснений существования.
Читайте также: «Боссу стоит быть демократом до принятия решения. Выслушать всех и стать диктатором»
Обратная сторона медали
При этом у такого подражания есть и не самые приятные стороны. То, что успешные люди делают что-то, вовсе не означает, что это поведение действительно полезно. Все может быть наоборот. Например, это могут быть контр-сигналы, когда вы делаете нечто дорогостоящее, просто чтобы показать, что у вас есть возможность заплатить за это.
Так что последствия такого подражания могут быть очень нехороши.
Связь престижности и сигналов с неэффективными институтами
Видимо именно комбинация сигналов и подражания объясняет необычную стойкость многих неэффективных черт современных институтов. В здравоохранении, образовании, политике, религии есть очевидные недостатки, и более внятные решения вполне доступны. Однако институты не меняются, их сигнальные функции часто берут верх над фактической полезностью.
Школы, например, избегают реформ потому, что нововведения сделают их лучше с точки зрения передачи знаний, но ослабят полномочия. Больницы сосредоточены на дорогих операциях, а не дешевой профилактике, потому что им важнее показать заботу и способность помочь, а не укрепить здоровье в целом. Политики любят скандалы, потому что так проще показать, в какой вы команде, чем при помощи длительных дискуссий.
Из этого можно сделать важный вывод: когда что-то важное в окружающем мире выглядит неэффективным, это может быть связано с тем, что вы не понимаете, какая у этого явления функция на самом деле.
В нормальных условиях с этим недостатком борется конкуренция. Вуз, лучше настроенный для обучения, может победить «модные» университеты в открытом конкурсе. Однако на это требуется очень много времени. Университеты, системы здравоохранения или модели управления могут закостенеть, но выжить, потому что их накопленный авторитет означает, что люди им неосознанно подражают, так они могут поддерживать свою монополию.
Когда не стоит подражать успешным людям?
На практике копирование престижных моделей поведения полезно. Если бы не оно, вы не читали бы сейчас этот текст. Скорее всего, вы вообще ничего бы не читали, а просто ели сырое мясо убитого голыми руками зверя.
Суть в том, чтобы повторять как можно меньше контрсигналов, вредных в плане успеха. Узнать их нелегко, ведь часто установить реальную причину успеха гораздо сложнее, чем просто заметить, что какие-то действия ассоциируются с успехом.
Однозначно скептически стоит относиться к демонстративной трате денег и времени. Владение Ferrari не сделает вас богатым, так почему же многие воспроизводят странные финансовые привычки очень богатых людей, которые могут позволить себе тратить деньги впустую.
Чрезмерная разборчивость и избегание неприятной работы тоже подходит не всем и не всегда. Порой успешные люди бравируют тем, что отказываются от возможностей или избегают какой-то работы, которая трудна, но, вероятно, необходима в самом начале пути. Порой люди просто говорят этим «Я и так уже достаточно значимая персона, так что я могу больше не делать X». Но такой путь подходит, конечно, не всем.
Если же вспомнить о таких сомнительных трендах, как антивакцинация и помешанность на детоксе или экзотических добавках, становится еще понятнее. Как правило, подобные советы исходят от тех, кто здоров и богат, кому деньги позволяют вести спокойный и праздный образ жизни.
Еще один хороший способ выявить контрсигналы — замечать, когда люди говорят что-то гораздо чаще, чем на самом деле делают.