Что банки предложат бизнесу в будущем году? Станут ли доступнее кредиты для уральских предприятий? Итоги 2017-го и прогноз на будущий год — в интервью на DK.RU.
Отличительной чертой этого года стало то, что практически все банки начали активнее работать с корпоративными клиентами. Банки участвуют в программах господдержки, снижают стоимость продуктов для бизнеса всех уровней и расширяют линейку нефинансовых услуг. О том, что ждет кредитные организации и их клиентов в будущем году, DK.RU рассказала управляющий корпоративным филиалом ВТБ в Екатеринбурге Татьяна Есаулкова.
Чем запомнился уходящий год для банковского сектора в регионе? Какие основные тенденции в корпоративном секторе банковских слуг сложились в 2017-м?
— Основными трендами уходящего года стали снижение кредитных ставок и постепенное восстановление спроса у региональных предприятий на кредитование, а также рост интереса к рефинансированию и инвестиционному кредитованию. Бизнес все активнее сотрудничает с кредитными организациями, проявляя при этом все более рациональный подход к использованию заемных ресурсов.
Для корпоративного филиала ВТБ в УрФО этот год стал очень успешным, особенно плодотворно мы работали со средним бизнесом. В результате кредитный портфель вырос на 40%, а рыночная доля срочных депозитов среднего бизнеса — более чем в два раза. Это стало возможным, в том числе благодаря тому, что банк принимал активное участие в программах государственной поддержки малого и среднего бизнеса, которые реализуют Фонд развития промышленности, Министерство экономического развития, Корпорация МСП и Министерство сельского хозяйства РФ. ВТБ принимал участие в финансировании проектов, связанных со строительством школ, дорожным строительством, созданием инфраструктуры к ЧМ по футболу 2018 года, импортозамещением.
Событие года
Восстановление спроса на кредитование, в том числе и в корпоративном секторе — одна из важнейших тенденций в развитии банковской сферы. Какие факторы повлияли на это?
— Во-первых, более комфортными стали условия кредитования, что подстегнуло спрос – в том числе и корпоративных клиентов — на эти банковские продукты. Наиболее активными в кредитовании были отрасли, связанные с импортозамещением и экспортом. Хорошие перспективы мы видим у жилищного строительства. Кроме того, у всех наших клиентов вырос спрос на банковские гарантии исполнения договоров и возврата авансовых платежей, особенно в случае государственных контрактов и при сложных сделках.
ВТБ развивался быстрее рынка благодаря тому, что мы предлагаем бизнесу привлекательные условия по кредитам. В результате с начала года объем кредитного портфеля корпоративного бизнеса ВТБ в УрФО увеличился на 17% и достиг отметки 103 млрд рублей. Рост кредитного портфеля корпоративного бизнеса ВТБ в Свердловской области оказался еще более впечатляющим. С начала года он вырос в 1,6 раза до 51 млрд рублей.
Во-вторых, в 2017 году усилилась господдержка предприятий. Так, летом была запущена программа льготного кредитования субъектов МСП «Программа 674», ориентированная на реализацию инвестиционных проектов в приоритетных отраслях — АПК, обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, внутреннем туризме. Кроме того, в этом году начал действовать новый порядок субсидирования кредитования агропредприятий. Теперь часть процентной ставки по кредитам напрямую компенсируют уполномоченные банки. Процедура значительно упростилась, и льготные кредиты стали использовать даже те аграрии, которые раньше воздерживались от банковского кредитования. ВТБ одним из первых присоединился к этой программе, и за 11 месяцев корпоративный филиала ВТБ в УрФО выдал предприятиям агропромышленного комплекса кредитов на сумму 3,4 млрд рублей. Кредитный портфель АПК в банке ВТБ в УрФО на 1 декабря 2017 составил 4,7 млрд рублей.
А что происходит с депозитами? С каждым годом доходность этого инструмента снижается. Отражается ли это на объеме привлеченных средств?
— На примере нашего банка можно сказать, что депозиты в этом году продолжали пользоваться высоким спросом: с января по ноябрь корпоративный бизнес ВТБ в УрФО нарастил объем привлеченных средств на 40% — до 101 млрд руб., основной прирост дал средний бизнес. Мы не только привлекаем средства клиентов, но и стремимся стать для них основным расчетным банком.
С начала года клиентская база корпоративного филиала ВТБ в УрФО увеличилась на 14%, а обороты наших клиентов по расчетным и текущим счетам выросли вдвое по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года.
В конце прошлого года эксперты рынка отмечали рост спроса на транзакционные и дистанционные продукты и услуги. Сохранился ли интерес к ним в 2017-м?
— Да. В первую очередь растет спрос на предоставление банковских гарантий, и ВТБ в этом году существенно улучшил условия их получения. Объем выданных банком гарантий с января по ноябрь 2017 года вырос в три раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а документарный портфель ВТБ в УрФО увеличился с начала года на 34% до 22 млрд рублей.
Диджитализация всех сфер бизнеса привела к тому, что с каждым годом повышается интерес к дистанционным банковским услугам. Отвечая запросам бизнеса, в этом году ВТБ на Урале полностью отказался от услуги Банк-клиент и перевел всех корпоративных клиентов на систему Интернет-клиент, что позволяет лучше защитить как предприятие, так и банк, сделать обслуживание удобнее. Также мы внедрили клиентам систему «Интеграционный Банк Клиент», которая позволяет напрямую интегрировать ДБО, установленное на стороне клиента, в бухгалтерскую программу, например 1С. А крупным компаниям с разветвлённой филиальной сетью или большой внутренней структурой мы предложили систему «Расчетный Центр Клиента», с помощью которой можно проводить автоматический финансовый мониторинг платежей компании, установить многоуровненную систему акцепта платежей и формировать бюджетирование расходов на определенный период.
В 2017 году клиенты проявляли интерес и к новым продуктам, которые предлагает банк. Так, например, хороший старт получился по операциям клиентов по счетам эскроу. В будущем мы планируем создать не просто канал дистанционного взаимодействия клиента и банка, а полноценную экосистему, с помощью которой банк сможет комплексно обслуживать клиентов, предоставляя в том числе и нефинансовые сервисы.
Что, по вашим прогнозам, ожидает банковский сектор в будущем году?
— От 2018 года мы ждем, в первую очередь, экономической стабильности в регионе и развитие наметившихся в 2017-м тенденций: рост кредитного портфеля, расширение сервисного пакета для клиентов и активное привлечение пассивов. На будущий год мы готовим ряд нововведений, которые позволят сделать обслуживание клиентов еще более комфортным и качественным. Они затрагивают оптимизацию кредитных процедур, развитие дистанционных сервисов и пакетов услуг.
Кроме того, мы ожидаем, что и в 2018 году будут реализовываться программы государственной поддержки кредитования бизнеса. Очень перспективной видится нам ранее анонсированная программа Министерства экономического развития. Также будет развиваться кредитование, в частности инвестиционное.