Меню

«Тайцы думают, что русские отнимают у них кусок хлеба». Как живут свадебные генералы

Иллюстрация: архив Полины Пановой

К Полине Пановой обращаются те, кому не хватает праздников. То есть русские. Для них она готова устраивать свадьбы, корпоративы и вечеринки. Сегодня — в Таиланде, завтра — по всей Юго-Восточной Азии.

Рубрика: Наши за границей

До отъезда за границу Полина Панова работала директором екатеринбургской сети магазинов «Автошины и диски мира». Кардинальных изменений в жизни ничего не предвещало. В дорогу ее позвали друзья, уже обосновавшиеся на Пхукете.

Досье dk.ru

 

Полина Панова родилась в Кировграде Свердловской области. 

Образование:

1991-1996 гг. — Уральский государственный педагогический университет, преподаватель по физической культуре и спорту. 

Карьера:

1996-1998 гг. — Комитет по физкультуре и спорту администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбург, старший специалист. 
1998-2001 гг. — Спортивный центр «Верх-Исетский» (г. Екатеринбург), коммерческий директор. 
2005-2009 гг. — сеть магазинов «Автошины и диски мира» (г. Екатеринбург), директор сети. 
С 2009 г. — соучредитель и директор компании Wonderful Wedding (Таиланд).

 

«Отправляясь в Таиланд, я абсолютно не представляла, чем стану там заниматься, но было ощущение, что все как-нибудь сложится, — говорит Полина Панова. — Чтобы уволиться с работы, сдать внаем квартиру и продать автомобиль, мне хватило месяца. Пхукет выбрала, потому что там жили люди, которых я знала».

Понаехавшие

Получить гражданство в Таиланде может каждый. Одно из условий — уметь говорить по-тайски. Это непросто даже на бытовом уровне: в тайском языке пять тональностей. Мои первые опыты оказались неудачными — я ошибалась с тональностью и силой звука, из-за чего смысл фразы получался иным, порой даже оскорбительным для собеседника. С тех пор я стараюсь обходиться тайглишем — разновидностью английского, обусловленной здешним произношением. Некоторые звуки, в первую очередь шипящие и свистящие, даются им с трудом, и если в ресторане вместо ice вы произнесете i, вас поймут быстрее.

Свое проживание здесь мы узаконили, создав частую компанию Wonderful Wedding. Учредителей двое — я (администратор-организатор) и моя подруга Яна Финн (бухгалтерия, отчетность, визы). Занимаемся организацией праздников. Открыть свой бизнес несложно, если найти юриста, который правильно оформит бумаги. Чиновников в Таиланде интересует, привлекаете ли вы инвестиции, какую пользу принесет экономике ваша фирма, а главное, не забираете ли вы у тайцев рабочие места. Большинство из них занимается крестьянским трудом. Обычно тайцы добродушны и общительны, что оправдывает название «страна улыбок». Но жители туристических зон, где «понаехавшие» со всего мира зарабатывают на приезжих и на продаже недвижимости, недовольны, что иностранцы отнимают у них кусок хлеба. Права тайцев отстаивает закон. Есть список профессий, доступных только гражданам страны и не требующих специального образования: таксист, кассир в супермаркете, парикмахер, официант, коммерческий агент и другие. Хотите вы или нет, но два из трех рабочих мест в иностранной фирме придется отдать тайцам. Проще всего это условие выполнить автомобильным брендам (Toyota, Honda, Mazda), которые производят в Таиланде машины и экспортируют их по всей Юго-Восточной Азии. Им нужно много рабочих рук.

Богач, бедняк

Когда я перебралась на Пхукет, здесь проживало около 200 русских. Теперь их больше двух тысяч — в основном предприниматели и фрилансеры. Возможностей трудиться удаленно намного больше, чем можно себе представить. Например, наш друг Роман Покрышкин, работавший в Екатеринбурге на радио и телевидении, сейчас живет в Таиланде, озвучивает рекламу и ведет вечернее шоу «Навигатор» на станции «Пилот».

Снять квартиру на Пхукете можно в среднем за 10 тыс. батов (1 бат = 1,7 рубля). Покупать жилье выгоднее там, где строят многоэтажные дома, например, в Патайе — квартира-студия, обставленная мебелью, обойдется в миллион батов. Ипотеки в Таиланде нет, но банки дают кредиты на покупку недвижимости под небольшой процент. На Пхукете, где высотные постройки запрещены из-за сейсмической опасности, семейные пары из России покупают виллы — зачастую жены и дети живут там, а мужья появляются наездами. Возвращаясь в Россию, они поручают заботу о своем доме управляющей компании, которая сдает его внаем или просто содержит в исправности.

Бизнес Полины Пановой сезонный. Большая часть клиентов приезжает в Таиланд с ноября по апрель

Тысячи долларов на человека в месяц достаточно, чтобы не отказывать себе в еде и развлечениях. Некоторым, впрочем, хватает воды и риса. Мы знали человека, который установил палатку возле храма Большого Будды и прожил там несколько месяцев. Подкармливали его монахи и туристы, которым он рассказывал, как научился путешествовать без денег. В Таиланде, где круглый год тепло, у бродяг нет особых проблем с едой и ночлегом.

Праздник по заказу

Наш бизнес начался с того, что мы с Яной Финн собирали в местном клубе Pepe Lopes российскую тусовку. Со временем к нам стали обращаться с просьбами — устроить фотосессию, организовать корпоратив или свадебную церемонию. Убедившись, что молодые пары из России предпочитают играть свадьбы в экзотических уголках мира, мы решили, что на этой теме можно заработать.

Был, правда, один нюанс. Таиланд не входит в число стран Гаагской конвенции, признающих браки своих граждан, которые те заключают в других странах. Тем, кто хочет соблюсти формальности, приходится собирать документы, переводить их на тайский язык, а после регистрации делать обратный перевод, чтобы представить доказательства в российский ЗАГС. Такая процедура обходится примерно в тысячу долларов. Особого смысла в ней нет, поэтому большинство новобрачных регистрируют брак по месту жительства, а в Таиланд едут за красивым обрядом. Мы отправляем их на морской берег, на остров или виллу с видом на море, где они торжественно проходят через арку, украшенную цветами, обмениваются кольцами и завершают день праздничным ужином. Иногда вдвоем, иногда — в широком кругу друзей и родственников.

Узнав, что русские празднуют свадьбы в Таиланде, Полина предложила им свои варианты церемонии

Растущий спрос на свадебные церемонии приносил нам 99% дохода, несколько лет мы занимались только этим. Но скопировать такой бизнес несложно — со временем тем же самым занялись туристические агентства, предложившие рынку стандартный и дешевый продукт. А мы выбрали себе нишу частных вечеринок и корпоративов. Тиражировать их уже не так просто.

Король умер. Да здравствует король!

За местными новостями мы почти не следим — русскоязычные СМИ в Таиланде можно пересчитать по пальцам, и в них больше рекламы, чем сведений о текущих делах. А информация о важных событиях не заставит себя ждать. Так было в 2014 г., когда по просьбе короля Пхумипона Адульядета военные забрали власть у гражданского правительства. Для них эта процедура была привычной — с 1932 г. в стране произошло 12 переворотов. На этот раз причиной стал политический кризис и уличные стычки между сторонниками власти и оппозицией. В стране ввели комендантский час, на улицах появилась военная техника, и иностранные туристы задались вопросом, стоит ли отдыхать в Таиланде, где происходит непонятно что. К счастью, заминка оказалась недолгой. Российских граждан трудно напугать военным положением — не прошло и месяца, как они решили, что тревога была напрасной. Падение рубля сказалось на нашем бизнесе куда больше.

Из-за траура по умершему королю Таиланда праздники запретили, и русские туристы остались без фейрверков

Но были и другие обстоятельства, связанные с армейскими порядками. Например, по закону Таиланда, в пределах 500 метров от линии моря нельзя заниматься коммерцией. В прежние годы на этот запрет смотрели сквозь пальцы — на пляжах работали прокаты лежаков, клубы, рестораны и кафе. Нашим клиентам это было удобно. Но военные истолковали правило буквально — нарушителям предложили убрать всю туристическую инфраструктуру, а у тех, кто не уложился в срок, постройки снесли бульдозерами. Поначалу армейские приструнили и местных таксистов, которые держали высокие цены — были случаи, когда те с битами нападали на демпингующих. Однако справиться с таксистской мафией не удалось даже солдатам.

В октябре 2016 г. умер король Таиланда, правивший 70 лет. Горе тайцев было безграничным — в стране на год объявили траур. Первые три месяца он был строгим: граждане носили черно-белую одежду, власть запретила фейерверки и развлекательные мероприятия. Такие меры сократили доходы нашего агентства, хорошо еще, что военные не интересовались вечеринками, проходившими на частной территории.

Те еще гуси

Считается, что тайцы — ненадежные работники. Отчасти это правда, но любые проблемы можно решить. Одна из сложностей — в том, что тайцы часто опаздывают, поручения выполняют неспешно и прекращают работать, едва их настигает чувство голода. Отложить обед невозможно. Если вы пришли по делу к чиновнику, а он пьет чай, придется ждать — прерывать трапезу он не станет. Поэтому тайцев лучше накормить заранее и предусмотреть запас времени. Но есть еще одно обстоятельство: таец не станет работать в коллективе, где ему некомфортно. Однажды он просто исчезнет, никого не предупредив, и случится это в тот момент, когда вы на него рассчитываете. В остальном это милые, улыбчивые и трудолюбивые люди.

Настоящий павлин не должен напоминать гуся

Главное, чтобы вы с ними думали одинаково. Несколько лет назад одному из клиентов для свадьбы понадобились павлины из живых цветов. Мы отыскали специалистов и показали им фотографии: так сможете? Говорят: да. И доставили нам женщину-преподавателя из школы флористов. Вместе с учениками она всю ночь изготавливала павлинов, а утром показала птиц, напоминавших с виду гусей. «Почему гуси?» — спросили мы. «Это лебеди, — ответила женщина-флорист. — Для свадьбы вы ничего лучше не найдете». Переделывать было поздно, клиенту мы принесли извинения. К счастью, он уже имел дело с тайским сервисом и понимал, что ожидания могут не оправдаться. Но бюджет на гусей урезал — по этой статье нам компенсировали только расходы. 

С тех пор мы трепетно относимся к флористам, хотя дизайн павлинов (и не только их) отработали до мелочей.

Ночная аренда кухни

Сложность нашего предприятия в том, что мы не можем пользоваться рекомендациям бывших клиентов — сарафанное радио в этой сфере не действует. Вероятность, что такая же услуга понадобится знакомым знакомых, невелика. Поэтому мы всякий раз убеждаем потенциальных клиентов заново. Помогает продающий сайт и агенты, с которыми мы давно работаем — они доверяют нам своих заказчиков.

Чтобы накормить 50 человек, на виллу пригнали два автомобиля-рефрижератора

Корпоративы в Таиланде чаще всего заказывают фирмы, занимающиеся сетевым маркетингом (косметика, нижнее белье, медицинские приборы) — они даже в кризисы чувствуют себя хорошо и вывозят сотрудников за границу. Сейчас ведем переговоры с фармацевтической компанией из Санкт-Петербурга — ей нужен полный пакет услуг: размещение в гостинице, конференция, экскурсии и гала-ужин. Другим могут понадобиться только отдельные опции. Например, тимбилдинг. Был случай, когда ресторатор из Владивостока, решивший устроить на Пхукете банкет на 50 персон, подыскал виллу и сообщил нам, что привезет своего шеф-повара: «За еду не переживайте». Но кухня на этой вилле оказалась маленькой — там никогда не готовили на 50 человек. С шеф-поваром мы решили, что ему необходимо дополнительное помещение под полуфабрикаты, которые придется отправлять на виллу рефрижератором. Перед банкетом мы на две ночи арендовали кухню ресторана, где команда шеф-повара заготовила все, что нужно, и установили там два дополнительных холодильника. С автомобилями-рефрижераторами было сложнее — в аренду их никто не сдавал. Чтобы найти две машины, мы призвали на помощь всех, кого знали.

Тем временем география бизнеса расширяется. Сначала мы работали на Пхукете, затем — по всей стране, а теперь начали выезжать за границу. Первый опыт мы получили, помогая команде программистов, работающих в хоум-офисах. Раз в год они собираются в какой-нибудь стране, чтобы обсудить все новости. После Таиланда мы организовали им встречу на Бали.

Задача на ближайшие годы — работать по всей Юго-Восточной Азии. Она вполне выполнима.

Фото: Игорь Черепанов, архив Полины Пановой