В преддверии столетнего юбилея Екатеринбургский театр оперы и балета сменил худрука. Им стал известный в России и Европе Вячеслав Самодуров. Он рассказал "ДК", как намерен привлечь в театр молодежь.
Я назначен на пост худрука Оперного театра в октябре, и в Екатеринбурге прежде всегда бывал наездами. Но чем дольше я нахожусь здесь, тем увлекательнее нахожу культурную и театральную жизнь города.
Екатеринбург всегда был известен своей андеграундной культурой, творческими коллективами, интеллектуальной публикой. На этой неделе я побывал на фестивале современного танца и еще раз убедился, как справедлива репутация города.
Мне кажется, что театру – я говорю в общем – не стоит пренебрегать таким потенциалом. Нужно более плотно сотрудничать с современными и неформальными культурными течениями в искусстве. Они должны стать полноценной частью театральной культуры. И именно в этом я вижу свою миссию: чтобы театр дарил публике не только примеры академического искусства, но и открывал двери всему новому и прогрессивному. Вовсе не обязательно, чтобы это взаимодействие происходило только на сцене Театра оперы и балета, постановками которого я с недавних пор руковожу. Важно, чтобы был контакт академического искусства и современного.
Прогуливаясь по улицам, я вижу очень много современных, интересных молодых людей, которые хорошо выглядят и одеты в соответствии с последними модными трендами. Но, к сожалению, я не так часто встречаю этих людей в залах Театра оперы и балета, чаще — интеллигентного вида пожилых людей. Молодежь проходит по проспекту Ленина, но в наше здание почти не заходит. Мне бы хотелось сделать театр более понятным для нее, наладить коммуникацию именно с этой аудиторией. В том числе – с помощью новых постановок. Надеюсь, например, что удастся привлечь молодую аудиторию премьерой балета по «Любовному напитку» Доницетти. Она намечена на начало мая следующего года — года столетнего юбилея театра.
Впрочем, о более подробном репертуаре говорить еще рано. Главное — построить мосты между сегодняшним искусством и классическим театром. Без революций, постепенно, начиная с фестивалей современного искусства, которые могут проходить в Екатеринбурге, или с каких-то частных акций. Со временем такие события войдут и в жизнь самого театра. База для этого есть. У меня много идей, и я вижу перспективы для их развития. У нас, без преувеличения, замечательные солисты, очень красивые балерины. Но не нужно думать, что все произойдет по мановению волшебной палочки. Нужны усилия и время. Новшества не обязательно должны нравиться всем. Надо пробовать, рисковать.
В планах также — пригласить артистов из Европы, зарубежных хореографов, чтобы они поделились своими знаниями и опытом с коллективом театра. Театр нашего времени должен быть поставлен на интернациональную основу, учитывать международный опыт, не отрекаясь при этом от своей самобытности. Надеюсь, нашим артистам это тоже интересно, потому что у меня есть для организации таких визитов и возможности, и связи. С деньгами, конечно, сложнее. Финансовая помощь театру нужна и, надеюсь, она будет. Не все замыслы можно реализовать с помощью одних только хороших отношений.
Кстати о самобытности. Я не стремлюсь приблизить театр в Екатеринбурге к какому-то определенному стандарту или традиции, с которыми познакомился, работая в Санкт-Петербурге и Европе. Везде своя театральная культура и свое отношение к российскому искусству. В Петербурге интерес к балету исторически очень велик. Театральные традиции в Лондоне и Зальцбурге, например, тоже отличаются, хотя и Великобритания, и Австрия – страны Европы. Мне хочется найти то, что свойственно Екатеринбургу и раскрыть этот потенциал. Хочется расширить театральную публику, а также показать, что балет — это не только искусство XIX и XX веков, но и XXI.