«Чтобы быть счастливым, нужно заниматься любимым делом. А как его найти?». Александр Денисов сначала ответил на этот вопрос самому себе, и теперь помогает разобраться в нем другим людям.
У Александра Денисова нет собственного офиса — встречи он проводит в кафе «Венское». С каждым человеком, обратившимся к нему за консультацией, разговаривает по 3-4 часа. Другие посетители заведения беседе не мешают, наоборот — создают особую доверительную атмосферу. Он не любит, когда его называют тренером или консультантом. Говорит: точнее всего определения «проводник», «настройщик», «камертон». А свое дело называет школой самоидентификации.
Когда-то г-н Денисов был владельцем ГК «КСК» — успешной компании, которая работала 12 лет на стыке рынков веб-разработки и выставочной деятельности. В 2012 г. он распустил сотрудников, продал имущество — и облюбовал столик в «Венском» кафе. Зачем Александр Денисов ушел из бизнеса и стал заниматься частными консультациями, почему после его сеансов собственники и топ-менеджеры начинают по-новому смотреть на свои компании и как раскрыть истинное предназначение человека — в интервью DK.RU.
Александр, вы создали компанию «КСК» и много лет руководили ею. Почему решили уйти из этого бизнеса и заняться совершенно другим делом?
— Как выяснилось, потерять себя можно даже занимаясь любимым делом, в собственной компании, переросшей из хобби. Наверное, мне с самого начала стоило открывать не мультимедийную компанию, а школу самоидентификации. Но если бы мне об этом сказал какой-нибудь гуру, когда я был студентом, я бы ни за что не поверил, да и как бы я тогда смог консультировать предпринимателей, если сам в этом ничего не понимаю. Я действительно хотел создать фирму — в перспективе международную, заниматься компьютерами и мировой экономикой. Когда я был студентом, меня это очень увлекало: за плечами была «немецкая» школа, впереди маячил диплом по теме «Мультимедиа на службе международных отношений» (УПИ, факультет «Мировая экономика»), а для заработка я чинил компьютеры. Я был уверен, что мультимедиа-презентация — это очень важный инструмент в бизнесе.
До презентаций мы занимались разработкой веб-сайтов: о невероятных возможностях интернета и создании сайтов в 1999 году мне рассказал однокурсник. Он поклялся, что сможет сделать сайт, я нашел клиента — одну металлургическую компанию. Правда, однокурсник его так и не доделал, и мне пришлось срочно искать специалистов по объявлениям на E1, завершать начатое своими силами. Но этого направления я не оставил, и позже мы начали делать мультимедиа презентации, со временем появились крупные заказы — ИД «Юнивер Пресс», «Ле Табуре», АБАК-ПРЕСС, ВСМПО-Ависма, Уралмашзавод, УГМК, РМК. Причем, уже тогда я обратил внимание, что собираю громкие имена скорее как филателист редкие марки в альбом в детстве. Потом получили заказ от правительства Свердловской области и полпредства — на создание презентации региона, но под этот заказ надо было искать спонсоров, я тогда оброс огромным количеством знакомых…
Когда вы решили, что хотите помогать людям с самоидентификацией?
— Отчасти этим я начал заниматься еще в КСК. Сайт, мультимедиа-сопровождение — это обертка для компании. А для того, чтобы сделать красивую и работающую обертку, нужно понимать суть, содержание. Мы начали задавать клиентам вопросы: а что составляет основу вашей компании, какую идею и посыл вы хотите донести своим клиентам, партнерам, конкурентам?
В 2004-2008 гг. мы создали и обкатали методику выявления корпоративной уникальности. И вот с этого момента мультимедийная деятельность перестала быть для меня интересной, потому что для меня стало куда важнее выявлять ДНК компании, понимать ее суть. После того, как ты ее «дистиллировал», можно делать все, что угодно: создавать действительно работающие сайт, презентацию, мультимедиа для выставки, внедрять CRM или ERP. Мало того! После такого анализа ты видишь, где и что надо менять даже в бизнес-процессах компании, ты можешь вместо коммерческого директора переговоры и презентации вести.
Кульминацией нашей работы с ДНК бизнеса я считаю создание музея ВСМПО-Ависма в 2007, которому в следующем году исполнится десять лет. Вот после этого КСК можно было закрывать. Тем более, что в тот момент, покопавшись «в душах» компаний, я заглянул и в себя и понял, что то, чем я сейчас занимаюсь, — уже не мое.
В 2008 году вы приняли участие в организации международной выставки ЭКСПО. Почему не стали развивать выставочное направление компании?
— Да, нас пригласили участвовать в проекте подготовки к ЭКСПО в Сарагосе. Мы познакомились с первоклассными немецкими специалистами в области мультимедиа инсталляций, а компания, наконец, вышла на международный уровень, как мне и мечталось (читайте колонку Александра Денисова «Екатеринбургу нужно учиться у Сарагосы» на портале DK.RU). В 2010 году совместно с немецкими коллегами мы сделали совместный проект для Сбербанка и первого ИННОПРОМа, и на этом историю компании «КСК» можно считать завершенной. Я увидел, что мультимедиа-технологии, которые были на тот момент в Германии, превосходили наши во много раз, а догонять и копировать их опыт мне было неинтересно, равно как и перепродавать чужие компетенции.
Интереснее всего для меня было наше консалтинговое направление деятельности — выявлять, а иногда и формировать, суть компании, а после — и человека. И в 2012 году я полностью переключился на этот вид деятельности.
Не жалеете о компании, в которую вложили столько сил и времени?
— Сначала, конечно, было жалко, но я подумал — мне эта компания много чего дала, я и мир посмотрел, и с компаниями крутыми поработал, и колоссальное количество новых знакомств завел. Но я не готов был больше работать на привязи. Без перьев гендиректора мне стало куда проще. Любой руководитель — подневольный человек, он должен власти, поставщикам, клиентам, банку, и в первую очередь — сотрудникам, которые требуют от него компенсировать окладом свой страх. Сотрудники уверены, что работодатель их фактически «втянул» в дело, соответственно, он должен загрузить работой, проверить результат, найти клиентов, выплатить зарплату, отпустить в отпуск, обучить, выплатить налоги. И еще, желательно, оплатить фитнес.
Сейчас я занимаюсь любимым делом, помогая другим изменить свою жизнь. Многим на пути к этому мешает, прежде всего, иллюзия стабильности, за которую они держатся. Люди из года в год повторяют один и тот же сценарий, и им страшно что-то поменять. Они подспудно понимают, сколько времени потрачено впустую, не хотят себе в этом честно признаться, и это тормозит их еще больше — замкнутый круг.
Получается, вы уже четыре года занимаетесь профориентированием, консультируете в профессиональной сфере?
— Предназначение человека раскрывается гораздо шире, чем профессия. Парадокс: с одной стороны все ассоциируют свое предназначение с тем, что будет приносить им деньги, а с другой — готовы продаваться за копейки. Исполнять свое предназначение — это заниматься любимым делом, любить себя, ценить свое время, принимать только те товары и услуги, которые тебе действительно нужны, быть наполненным настолько, чтобы появилась возможность отдавать.
Посчитай, сколько тебе нужно в месяц. Получилось 150-200 тыс. руб.? Так зачем ты продаешься за тридцатку в месяц? Это плохо и для тебя, и для твоего работодателя. Сиди и думай, что же нужное людям ты можешь сделать на 200 тыс. рублей. И ты не поверишь, как это окажется просто. Для успокоения могу сказать: каждый, если постарается, найдет, на чем он сможет заработать, в чем он может быть мастером. И если ты стал мастером, твой продукт купят.
А кто ваши клиенты?
— Как правило, люди, которые уже чего-то добились, с каким-то опытом. Профориентация школьника сводится, по сути, к одной фразе: слушай себя и не разменивайся на предрассудки окружающих. А со взрослыми интереснее, потому что они уже столкнулись с какими-то ошибками, и теперь ищут их причину и путь исправления.
Вообще, все в жизни у человека все должно быть в радость. Если ему что-то не по душе — то это не «очищение кармы», как многие думаю, это «тебя бьют, а ты тупишь». Многие боятся искать причину этого. Но изменить причину всегда дешевле, чем оплачивать неудачные последствия, которые раз за разом возникают из-за нее. И люди меняются. Иногда — радикально: например, уволился из большой корпорации, стал парикмахером. Или — был продавцом в магазине, а стал художником. У человека глаза горят, и он обратно уже не вернется.
Но хотеть изменений — мало. Иногда им мешают вполне объективные обстоятельства: жена, дети, траты на жизнь, которые надо обеспечить…
— Это иллюзия: ты фактически перекладываешь свою ответственность на внешние обстоятельства. Да, семья, да, живешь с оглядкой на неё. Но вот, например, от человека жена ушла — и он все равно ничего не меняет. Уже и винить некого, а он свой путь все равно не ищет, так что дело было не в жене. Да и нужны ли твоим родным такие жертвы? «Твой папа умер от скуки потому, что работал на нелюбимой работе, зато оплачивал твой частный садик и каждый год возил тебя на море». Это бред: такой «ответственностью» ты загоняешь в долги своих близких.
Как выстраивается общение с клиентами?
— Как правило, на меня выходят через Facebook. В принципе, порой почувствовать, что человека гложет, что ему надо, можно уже по одному комментарию. Иногда даю ему задание — подготовить ответы на составленные мной вопросы. Через три дня приходит, говорит: я пока отвечал, все сам понял. В таком случае выпили чаю — и по домам. Если происходит разговор, то он строится от реальных проблем-задач. Человек рассказывает все, что его волнует — не важно, из какой сферы. Кредит. Денег нет. Жена обижается. С партнером деловым порвать не могу. Или есть идея проекта — вот думаю, взлетит — не взлетит. Ну, и так далее. Как правило, все ограничивается одной встречей, дальше человек понимает, что надо делать. Если остаются вопросы — разбираем повторно.
Я открываю людям интуицию, а потом — зачем мне их дрессировать? Дрессура не нужна ни внутренняя, ни внешняя. Зачем преодолевать себя, заставлять что-то делать, ставить цель, которой ты не хочешь добиться? Меня часто называют психологом, хотя я не психолог. Слово «коуч» мне тоже не нравится — ассоциируется с креслом-качалкой. Я не наставник — никого я за собой не веду. Провокатор, будильник, проявитель, фонарь, камертон, настройщик, навигатор к цели, проводник — детсадовские определения, но они лучше всего отражают суть.
Интересно, что все хотят найти какую-то большую цель, великое предназначение — часто ко мне с этим посылом и приходят. Почему-то все хотят чего-то глобального — стать, условно, владельцем башни Трампа. А вы посмотрите глубже: вам действительно это надо? Ведь быть собственником, это большая нагрузка и ответственность: обслуживать всю эту махину, следить за лифтами, коммуникациями, выбивать деньги из арендаторов. А еще, не дай бог, кто-нибудь из окна вывалится. Нет, если вы сочетаете в себе черты риелтора и сантехника, и вам это нравится, — вперед. Но если нет — зачем вам это?
Приходится объяснять: давай сначала не про цель говорить, а про то, что у тебя сейчас, условно говоря, руки связаны, на тебя влияют чужие мнения, чужие жизни. Если ты от них избавился, если знаешь себя, если видишь собственную цель, а не чужую, ты к ней движешься несмотря ни на какие обстоятельства. И в итоге будешь счастлив, а не придешь к новой несвободе.
Заниматься любимым делом, найти себя — хорошие советы. Но больше интересует вопрос: а как это сделать?
— Для начала проанализировать все сферы своей жизни, понять, насколько они тебя удовлетворяют. Главное увидеть и признать: у тебя в жизни что-то не так, как тебе нужно. Ведь все сферы взаимосвязаны. Если у человека проблемы дома или на нем висит кредит, который он не может выплатить, или ему просто надоело дело, которым он занимается — какой из него работник, руководитель, предприниматель?
Вот смотрите, простая штука. Пишем все свои связи и проставляем уровень своей удовлетворенности ими. Например, доволен ли ты своими расходами? Если все деньги уходят на долги и кредиты, то вряд ли. Имущество. Доволен? Если у тебя два гаража и четыре дачи, которыми ты не пользуешься, но тратишь на них деньги — тоже вряд ли. Отдельно распиши время: достаточно ли тратишь его на родных? А на себя? То же самое — про семью: родителей, детей, жену или мужа. Достаточно ли в твоей жизни творчества, эмоций? Какие у тебя уровень дохода, корпоративная среда, роли? Ведь когда играешь чужую роль, тебе нужно огромное количество постоянной компенсации. Если ты руководитель — то ты цепляешься за секретаря, личного водителя, автомобиль представительского класса. Но это иллюзии. Как и аскетизм, кстати. Аскетизм — тоже гордыня: посмотрите, я могу без всего этого обойтись.
Надо быть честным с собой и найти то, что тебе в этой жизни действительно важно, иначе плохо будет не только тебе, но и окружающим. Говорят: человек потухший. Это очень правильное описание. Если человеку неинтересно в твоем бизнесе — ты не сможешь его зажечь. Но ты, как работодатель все равно попадешься на эту удочку: если специалист с низкой самооценкой предлагает себя за 30 тыс. руб. вместо 300 тыс., ты его возьмешь, потому что жадный. А потом не будешь знать, что с ним делать. А если каждый даст себе труд заглянуть в себя — то у каждого будет не 30 тыс. в месяц и страдания, а 150-200 тыс. руб. и любимое дело. Это совершенно другая математика, общество будет куда богаче.
Есть у меня знакомый банщик. Говорит: мне надо 70 тыс. руб. в месяц. Я ему: в чем проблема? Каждая процедура паренья — 10 тыс. руб. Чтобы зарабатывать, сколько тебе нужно, необходимы баня и 10 клиентов в месяц. А сейчас ты работаешь в бане на чужого дядю, он тебе платит 30-40 тыс. руб., потому что управленческая прослойка забирает огромный процент прибыли, и ты недоволен. Ты хороший мастер, но ты не готов сам продавать свое мастерство, поэтому ищешь торговца, которым займется этим вместо тебя. А надо — выправлять самооценку и напрямую контактировать с клиентом, предлагая ему свой товар или услугу.
Наиболее приближены к этому образу фрилансеры…
— Да, ответственные фрилансеры. Но, почему-то сейчас в сознании людей те сотрудники, кто не сидит в офисе с 9.00 до 18.00, ассоциируются с бездельниками. Настоящему мастеру своего дела, нужен только заказ и предоплата, все остальное у него есть — и опыт, и мотивация, и ответственность. Настоящему мастеру не нужна корпоративная культура и штатное расписание с должностной инструкцией.
Правда, когда я вижу у своего приятеля в фирме сотрудников, которые с утра до вечера сидят в фейсбуке за оклад, мне хочется им изо всей силы по башке дать. Штатные сотрудники часто думают, что уже продали оптом работодателю свое время и компетенции, и теперь это уже проблемы оптовика-работодателя, думать чем загрузить их, чтобы вернуть вложенные в работников деньги.
Давайте представим идеальное сообщество людей, которые «нашли себя». Как в этот социум вписывается государство?
— Государство у нас и сейчас функцию внешних границ выполняет отлично, а внутри страны и города мы должны разбираться сами — чтобы нам не диктовали, по каким ценностям нам жить, чему учить в школе, что нам делать и кем быть.
Материал подготовили Сергей Дружинин и Вера Морозова