«Культура — не пожизненный приговор, она меняется. То, что мы думаем так, как задано культурой, вовсе не означает, что мы обречены всегда так думать и чувствовать». МНЕНИЕ.
Как и почему гуманитарные науки, наряду с точным расчетом, влияют на прибыльность бизнеса, в лектории бизнес-школы «Сколково» рассказал доктор филологических наук, профессор факультета средневековых и современных языков Оксфордского университета и МВШСЭН Андрей Зорин. Каковы стратегии выживания в русской культуре и какова роль эмоционального интеллекта лидера при строительстве компании? Главное из выступления — в материале DK.RU.
Место человека в мире
У гуманитарных знаний есть широкая и разнообразная сфера применения, в том числе они нужны людям из бизнеса. Почему именно им? Да потому что бизнесмены выходят за пределы своего сообщества, устанавливают и налаживают контакты с внешним миром. Первыми бизнесменами были купцы, и у них, в отличие от воинов, не было задачи убивать друг друга, они торговали. А что важно знать тем, кто торгует? Что люди бывают разными, у них иначе устроены мозги, чувства, переживания — в реальности представление об этом дает только гуманитарное знание.
Кроме того, гуманитарное знание дает представление о собственном месте в мире и истории. С ним проще стратегически мыслить, и, главное, понимать, что есть сугубо технологическое отношение к миру – ты принимаешь правильные решения, пользуешься правильными рецептами, и все в порядке, — а есть отношение сугубо фаталистическое: от меня ничего не зависит. Гуманитарное знание дает возможность, умение, привычку думать сложно.
Культура — это приговор
Если мы понимаем, как именно культура определяет наши мысли и представления, мы получаем возможность их менять. И мысли, и поступки, и до известной степени даже саму культуру — хотя это и не в пределах возможностей одного человека.
Культура — не пожизненный приговор. Она меняется, она рукотворна, ведь ее создают люди. Культура — это система ненаследственной передачи информации из поколения в поколение, и она подвержена изменениям, некоторые из которых происходят прямо на наших глазах.
То, что мы думаем так, как задано культурой, вовсе не означает, что мы обречены всегда так думать и чувствовать. А это представление очень полезно: ты понимаешь, что другие люди думают и чувствуют по-другому, и это помогает тебе выйти за собственные пределы, что так важно для бизнесмена.
Гуманитарные науки влияют на прибыльность
Сложно представить, как знания о мире влияют на прибыльность? Разумеется, речь не идет о немедленной прикладной пользе. Но, безусловно, широко мыслящий человек имеет большие преимущества — в том числе и в бизнесе. Он обладает возможностью по-другому строить свое дело.
Эмоциональный интеллект лидера
Я как-то присутствовал на лекции одного очень профессионального банкира, и он рассказывал о том, чем лидер отличается от менеджера. Банкир заметил, что лидер, в отличие от менеджера, всегда окружает себя людьми, которые умнее его, и самое главное — которые знают, что они умнее его. Менеджеру же нужны те, кто ему чуть-чуть интеллектуально уступает, ведь тогда все в порядке, так легче работать — тебя больше уважают.
Ответственность за принятие решений все равно лежит на лидере, но он подбирает тех, кого интересно слушать, с кем можно разговаривать и спорить. И лидерство не связано с интеллектом напрямую. И тот самый лектор рассказал про крупного бизнесмена, который потерпел страшное поражение, потому что сделал прогноз, оказавшийся стратегически неверным, а никто ему не возразил. И не потому, что его боялись — просто все думали, что он самый умный и, значит, знает, что говорит.
Что касается эмоционального интеллекта, он понимается прежде всего как способность управлять своими эмоциями. Это правильно и разумно, и это очень нужно человеку — не поддаваться, контролировать, использовать их себе на пользу. Любые, в том числе неприятные эмоции вроде гнева и страха могут направляться в разумную сторону.
Кроме того, очень важное свойство лидера — это способность к эмпатии, или, говоря в философских категориях XVIII века — к симпатии. Эта способность необыкновенно помогает в управлении людьми, в лидерской работе, и она как раз совершенствуется и гуманитарным знанием, и эмоциональным интеллектом.
Напомним, ранее DK.RU писал о новых налогах, которые придется платить российским бизнесменам.
Стратегии выживания в русской культуре
Техники выживания в России остаются в значительной степени традиционными, в том числе и для отечественного бизнеса. По хорошо понятным причинам побег и обман — наиболее распространенные модели.
Бунт — вещь редкая, но от этого она не утрачивает свою актуальность. Кто-то выбирает побег, кто-то выбирает обман, но ощущение бунта все время висит в воздухе: обе стороны запугивают им друг друга. «Вы что, хотите, чтобы был бунт!?» — спрашивают одни. «Нет, это вы хотите, вы доводите до революции!» — говорят им другие. Любой конфликт сопровождается такого рода запугиванием, так что эта модель тоже актуальна, из нашего сознания она никуда не исчезла.