«Правительство возглавил человек, который умеет чего-то добиваться. Вопрос теперь — какое правительство он соберет». Сможет ли Михаил Мишустин добиться на посту премьера большего, чем Медведев?
15 января президент Владимир Путин неожиданно для многих, в том числе для самого кабмина, отправил правительство в отставку. Об уходе правительства, впрочем, первым сказал теперь уже бывший премьер-министр Дмитрий Медведев — в связи с предложенными фундаментальными изменениями в Конституцию.
Решение об отставке Медведева принял сам Путин, пишет Forbes со ссылкой на неназванного федерального чиновника. Кремль был недоволен работой правительства по исполнению майского указа президента и работой по нацпроектам, говорят собеседники издания.
Путину дали бумагу, из которой было ясно, что нацпроекты и национальные цели лежат в совершенно разных плоскостях, и первые никак не помогают достичь вторых. Это вызвало крайне эмоциональную реакцию Путина, — сказал источник издания.
Путин на встрече с членами правительства сказал, что удовлетворен достигнутыми результатами: «Не всё, разумеется, получилось, но всё никогда и не получается в полном объёме».
Медведев не любил принимать на себя ответственность за сложные решения, поэтому все ключевые реформы согласовывались напрямую с президентом, сказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. Он не играл стратегической роли в системе правительства, но был правой рукой Путина, ему во многом не хватало решимости на принятие решений, считает Наталья Акиндинова, директор Центра развития Высшей школы экономики.
Многие высокопоставленные чиновники и госдеятели критиковали выполнение нацпроектов. Президент Сбербанка Герман Греф говорил, что «нацпроекты не дадут искомого результата из-за недостаточно качественного структурирования». Глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил в ноябре, что правительство не смогло потратить 1 трлн руб. из запланированных расходов, чем само уменьшило совокупный спрос в экономике.
Возможно, логика отставки правительства была в том, чтобы заменить Медведева на более амбициозного и активного управленца, который сможет организовать экономический рывок, считает главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров.
У руководителя ФНС Михаила Мишустина, которому Путин предложил кресло премьера, репутация хорошего менеджера и профессионала: при нем налоговая стала одним из самых продвинутых ведомств, даже на мировом уровне. За последние пять лет налоговые сборы выросли в 1,4 раза, говорил сам Мишустин в конце 2019 г.
Самого Мишустина называют равноудаленным от политических группировок, при этом он «в хоккей c кем нужно играл», — сказал The Bell крупный предприниматель. Знакомый Мишустина среди его качеств называет также умение интриговать и хитростью проводить нужные ему решения.
ФНС сейчас — это настоящее IT-министерство. И с этим назначением кажется, что, случайно или намеренно, но реально попали в толкового технократа, который готов пахать. Правда, весь вопрос в том, будут ли у него на это реальные полномочия, — сказал о нем основатель финтех-сервиса, много взаимодействующий с ФНС.
Мишустин не силовик, а человек из внутриэкономической сферы, что уже позитивно для рынка, сказал Forbes Александр Лосев, глава УК «Спутник — управление капиталом»: «Правительство возглавил человек, который умеет чего-то добиваться. Вопрос теперь — какое правительство он соберет».
Впрочем, это может быть не столько инициатива Мишустина, сколько задача, которую ему ставили сверху. Мишустин создал хорошие условия кооперации с международными налоговыми органами. Правда, у налоговиков на местах создалось впечатление, что бизнес – это те, кто ворует, а офшор они стали трактовать как уклонение от уплаты налога. Тренд набирает обороты и это печально, — резюмировал эксперт.