Меню

«Технологии, которые мы используем, превратились в навязчивые идеи или даже наркоманию»

Иллюстрация: pixabay.com

«Это те же самые схемы, которые заставляют людей искать пищу, комфорт, тепло, секс». Почему разработчики современных технологий и гаджетов открещиваются от своих творений и ограничивают доступ в сеть.

Зависимость от соцсетей и смартфонов стала катастрофической, и уже даже сами создатели популярных технологий отказываются их использовать, пишет The Guardian.

Джастин Розенштейн, 34-летний технический директор Facebook, заблокировал в своем ноутбуке Reddit, удалился из Snapchat и установил лимит на использование соцсетей. Этого оказалось мало и, чтобы защитить себя от социальных сетей и других вызывающих зависимость технологий, Розенштейн купил новый iPhone и попросил своего помощника установить родительский контроль, чтобы исключить возможность загружать какие бы то ни было приложения.

Он — тот самый инженер Facebook, который придумал кнопку «нравится». Сейчас же Розенштейн примкнул к небольшой, но растущей группе еретиков Кремниевой долины, протестующих против роста так называемой «экономики внимания». Многие из этих молодых технологических работников отправляют своих детей в элитные школы Кремниевой долины, где запрещены iPhone, iPad и даже ноутбуки.

Так часто бывает, что люди создают что-то с лучшими намерениями, а получают непредвиденные негативные последствия, — говорит Розенштейн.

Розенштейн, который также участвовал в создании Gchat во время работы в Google, больше всего встревожен психологическим воздействием технологий на людей. Растет обеспокоенность, что технологии не только вызывают зависимость, но и серьезно ограничивают способность людей сосредоточиваться, а также, возможно, снижают IQ. 

Одна из причин, по которой я считаю, что особенно важно говорить об этом сейчас, — мы можем быть последним поколением, которое помнит, как жили раньше, — говорит Розенштейн.

Нир Эйяль, автор книги «На крючке: как создавать продукты, формирующие привычки», также уверен во вреде современных устройств.

Технологии, которые мы используем, превратились в навязчивые идеи, а то и попросту в наркоманию, — пишет Эйяль. — Нас тянет проверить уведомления, заглянуть на YouTube, Facebook или Twitter всего на несколько минут, а потом мы обнаруживаем, что потратили на это целый час.

По его словам, это не случайность, все происходит «так, как и планировали их создатели». Он объясняет тонкие психологические трюки, которые можно использовать, чтобы развивать у людей привычки.

Чувства скуки, одиночества, разочарования, замешательства и нерешительности часто провоцируют легкую боль или раздражение и побуждают к почти мгновенному и часто бессмысленному действию, чтобы подавить негативное ощущение, — пишет Эйяль.

Эйяль приводит несколько личных советов по сопротивлению технологиям. Например, расширение Chrome DF YouTube, «сглаживает многие из внешних триггеров», и приложении под названием Pocket Points «вознаграждает вас за то, что ваш телефон выключен, когда вам нужно сосредоточиться». Дома он использует таймер, который ежедневно отключает доступ в интернет в установленное время.

Методы, используемые крупнейшими компаниями, не всегда одни и те же, рассказывает 33-летний бывший сотрудник Google Тристан Харрис: они могут быть алгоритмически адаптированы к каждому человеку. Например, Facebook умеет определять, когда подростки чувствуют себя «неуверенными», «бесполезными» и «нуждаются в повышении уверенности». Такая подробная информация, добавляет Харрис, — это «идеальная модель того, на какие кнопки можно нажать у конкретного человека». И все эти методы могут быть проданы по самой высокой цене любой компании, которая готова платить Facebook за возможность пользоваться рычагами убеждения.

Разработчик, создавший инструмент pull-to-refresh (потяните, чтобы обновить), Лорен Брихтер говорит, что даже не предполагал, что его проект может вызывать привыкание, но полностью согласен, что эффект схож с игровыми автоматами.

Я согласен на 100%, — говорит он. — У меня двое детей, и я сожалею о каждой минуте, которую трачу на свой смартфон, не обращая на них внимания.

Сам Брихтер уже заблокировал некоторые сайты, отключил push-уведомления, ограничил использование Telegram только перепиской с женой и двумя близкими друзьями, а также попытался отучить себя от Twitter.

Но я все еще трачу время на чтение тупых новостей, которые я уже знаю, — признается он, добавляя, что сожалеет о побочных эффектах своих изобретений.

Крис Марчеллино работал в Apple над технологией push-уведомлений, которая была представлена ​​в 2009 году. Он заявляет, что у него и в мыслях не было «ловить людей на крючок». Сейчас Марчеллино учится на нейрохирурга и говорит, что технологии могут влиять на те же неврологические пути, что азартные игры и употребление наркотиков.

Это те же самые схемы, которые заставляют людей искать пищу, комфорт, тепло, секс, — говорит он.

Соавтор «лайка» Розенштейн считает необходимым государственное регулирование «психологически манипулятивной рекламы», такое, как, например, в области табачной промышленности.

Если мы будем заботиться только об увеличении прибыли, — говорит он, — мы быстро попадем в антиутопию.

Выдержки из перевода