«Развитые страны, пользуясь высокой миграционной привлекательностью, как пылесос, вытягивают творческие ресурсы из стран отстающих». Почему России нужна креативная экономика и причем здесь биеннале.
Татьяна Абанкина, директор Института управления государственными ресурсами, НИУ ВШЭ:
— В 2014 г. и 2019 г. мы попытались оценить масштаб сектора креативной экономики в России. Он довольно устойчивый: пять лет назад его оценивали примерно в 5% ВВП, в 2019 г. — в 6%. То есть, несмотря на сложные экономические условия, сектор постепенно растет.
Но оценивать его очень трудно. В 2014 г. мы попытались почти вручную из выбрать классификаторов видов экономической деятельности те, что относятся к творческим индустриям. Потом был переход на новый классификатор — и ситуация ухудшилась: многие виды деятельности были слиты в «прочие социальные услуги».
Если мы не добьемся, чтобы раз в два года выходил доклад о состоянии и развитии сектора креативных индустрий в России, то будет трудно предпринимать адекватные меры по его поддержке. Довольно сложно направлять то, что невозможно измерить.
На творческую индустрию должен быть спрос. Наша статистика позволяет оценить только расходы домохозяйств на культуру и организацию отдыха. И мы видим, что в России это значимая доля, порядка 6,5-7%. При этом в развитых странах она выше, поэтому перспектива развития креативной экономики связана с увеличением расходов на нее в семейном бюджете. Расходы семьи на культуру и организацию отдыха больше, чем на здравоохранение (примерно 2,5-3% в семейных бюджетах) и образование (1,5-2%) вместе взятые.
Но расходы именно на организацию отдыха и культуру очень коррелируют с динамикой ВВП и экономическим состоянием вообще: при снижении общих доходов расходы семьи на культурные мероприятия тоже снижаются. Поэтому рост спроса в этом секторе связан с повышением экономического благосостояния.
Потенциал спроса расходов на культуру требует заметных вложений в интеллектуальное потребление. Особенно современное искусство, которое требует заметных творческих и интеллектуальных усилий. Поэтому наряду с расширением спроса и улучшения благосостояния нужна и популяризаторская работа. Обеспечение участия в культурной жизни фактически ведет к расширению спроса.
Один из ключевых индексов для креативной экономики — взаимосвязь творческих индустрий с инновационным развитием.
Ориентация на поддержку инноваций, стратегию инновационного развития очень сильна в том числе и в России. И поэтому индекс инновационных городов — достаточно важный инструмент, по результатам которого можно оценивать динамику креативного сектора. У индекса интересная и проработанная методика: ядро собственно инновационных городов составляют культурные ресурсы, спорт, достопримечательности. Затем идет оболочка — условия, которые созданы для развития человеческого капитала: доступность венчурных ресурсов, образования, коммуникации. Оболочка второго уровня — включенность в сетевое взаимодействие и глобальные рынки. Здесь у нас очень серьезные проблемы: несмотря на локальный характер продуктов и услуг творческих индустрий, они развиваются как глобальные рынки. И дискуссия о современном искусстве связывает Россию и другие страны со всем миром.
Если посмотреть на индекс инновационных городов, то из российских в первую сотню входят только Москва и Петербург. Топ-100 — это города, которые сегодня позиционируются как международные хабы креативной экономики. И за пять лет только Москва улучшила свое положение в индексе. А все остальные города: Екатеринбург, Казань, Новосибирск — заметно ухудшили свое позиционирование. Если в 2014 г. они были «агентами территориального развития» как города, которые становятся опорным каркасом для прилегающих территорий, то их места в в 2019-м не позволяют удерживать эти позиции.
Да, мы видим, что креативные индустрии в наших городах активно развиваются, их облик меняется. Ситуация заключается в том, что другие развиваются гораздо быстрее. Чтобы стоять на месте, надо бежать, а если хочешь оказаться в другом месте, надо бежать вдвое быстрее. Тот темп, с которым у нас сегодня происходят изменения, неконкурентоспособен по сравнению с темпом, с которым двигаются другие города в своем инновационном развитии. Это очень серьезный процесс, над которым стоит задуматься.
Творческие индустрии программно поддерживаются во всех странах. У нас, несмотря на огромные усилия многих экспертов, нет программной основы, и систематической поддержки творческой индустрии добиться пока не удается. Программы ее поддержки есть в отдельных регионах, как Ульяновске, но устойчивой систематичности нет. В секторе креативных индустрий очень много малого и среднего бизнеса, но в сегодняшних программах поддержки МСБ в регионах доля творческих бизнесов — 2-5%. Но без специальных мер помощи они неконкурентоспособны по сравнению с торговлей и строительством.
Последний сюжет — наше экспортное позиционирование. В доле стран по развитию креативного экспорта более трети занимает Китай. И это не только сувениры, но и высокотехнологичная продукция. Доля экспорта России на протяжении всех лет в этом секторе — менее 0,5%. Несмотря на нацпроект «Поддержка несырьевого экспорта», те, кто обеспечивает его реализацию, практически не говорят о креативных индустриях.
У нас значительный импорт продуктов и услуг творческих индустрий. И импортозамещение актуально не только для сельского хозяйства — здесь бы оно принесло заметные экономические выгоды.
Сектор креативной экономики сегодня довольно мощный, на него сложился определенный спрос. Основные усилия должны быть приложены к тому, чтобы объединить меры господдержки, в том числе смежные: «Комфортная среда», поддержка МСБ и нацпроект по поддержке несырьевого экспорта.
Вне всякого сомнения, эта поддержка очень важна. [Экономист и социолог] Ричард Флорида говорил, что сегодня креативный класс двигают люди, которые обеспечивают будущее. Креативный класс очень важно сохранять и притягивать. Развитые страны, пользуясь своей высокой миграционной привлекательностью, как пылесос, вытягивают творческие ресурсы из развивающихся стран. Творческий класс очень мобилен, поэтому нужно создавать условия, чтобы у него были возможности для реализации и комфортная среда здесь и сейчас.
Текст написан на основе выступления Татьяны Абанкиной на форуме «Индустриальность и культура: Почему мы не верим в креативную экономику», который прошел в рамках Пятой уральской индустриальной биеннале. Материал подготовил Андрей Пермяков / DK.RU.