Выставочные павильоны EXPO-2010 в Шанхае начинают сносить — освободившееся место будут застраивать социальными, культурными и коммерческими объектами. Российский павильон переделают в детский сад.
Expo-Сити (площадь — 5,28 кв. км), который собираются перестроить, занимает часть прибрежного района Шанхая по обе стороны реки Хуанпу.
В ЕХРО-2010 участвовало 190 стран
Отцы города отдали эту землю под выставочный комплекс, чтобы решить две задачи. Первая — создать инфраструктуру, которая поможет дотянуть отстающий исторический центр до уровня новой экономической зоны. Вторая — проложить инженерные коммуникации, нарезать после выставки территорию Expo-Сити на участки и продать (сдать в аренду) девелоперам. И то и другое удалось выполнить. По словам чиновников из Народного правительства Шанхая, к EXPO-2010 под рекой проложили тоннели, соединившие западный берег с восточным.
На большом, в полкомнаты, макете EXPO-2010 выставка воссоздана со всеми подробностями. В центре — российский павильон с 12 башнями
Прежде чем вписать выставку в городской ландшафт, муниципалитет перенес на окраины государственные заводы — металлургический и судоремонтный (часть корпусов оставили, чтобы использовать под арт-перформансы), а еще избавился от трущоб, где на одного человека приходилось 4 кв. м. 18 тыс. жителей получили квартиры.
Власти Шанхая предпочитают не сносить старые дома — их жильцам придется давать новые квартиры и выплачивать денежную компенсацию
В муниципалитете признают, что вместе с ветхими строениями под горячую руку снесли здания, претендовавшие на статус памятников. Но китайцы считают, что обитателям этих домов повезло — времена, когда город бесплатно раздавал жилье, остались в прошлом.
97% жителей Шанхая одобрили замысел правительства провести EXPO-2010
По официальной информации, строительство EXPO-2010 обошлось в 13 млрд юаней ($2,16 млрд), собранных из разных источников — бюджетных средств, денег частных инвесторов и банковских кредитов. Сколько потратили на крупные инфраструктурные проекты (дорожные развязки, линии метро, подземные тоннели, скоростные поезда между городом и аэропортами), чиновники не уточняют. Деньги, оставленные посетителями выставки, подсчитать достаточно сложно — каждая китайская семья получила по три бесплатных билета на EXPO-2010 и талон на проезд в автобусе. По данным администрации выставки, собрать удалось около 6 млрд юаней. «Без поддержки государства такой масштабный проект не осилить, — считает Кевин Ю, директор World Expo Museum, созданного в центральном павильоне EXPO-2010 после окончания выставки. — У города, который принимает выставку, собственных денег не хватит. Поэтому важно, чтобы жители других регионов не возражали против финансирования соседней территории. Для этого мы объясняли им, зачем Китаю Всемирная выставка».
В музее EXPO. Пропаганда семейных ценностей: три поколения собрались, чтобы поздравить прадедушку с днем рождения
Пропагандистскую миссию выполнял специальный орган — Департамент информации по вопросам EXPO, который возглавил Ксю Вей (сейчас — замдиректора Канцелярии информации Народного правительства). Г-н Вей организовал поездки китайских журналистов в японскую префектуру Аити, где проходила EXPO-2005, и в Сарагосу, принимавшую EXPO-2008. По возвращении они рассказывали соотечественникам, что EXPO — беспроигрышная лотерея. Ту же функцию выполняли книги об истории Всемирных выставок, изданные массовыми тиражами.
Выставка EXPO-2010 предлагала решения проблем больших городов, связанных с загрязнением окружающей среды
По словам Ксю Вея, коммунистическая партия не инструктировала журналистов, о чем стоит писать, а о чем нет. «В этом не было необходимости, — говорит он, — поскольку китайский народ всегда поддерживал крупномасштабные мероприятия. Задолго до EXPO-2010 мы провели социологический опрос, показавший, что 95% жителей страны одобряют планы руководства». И, предупреждая сомнения, добавляет: «Посчитав эту цифру недостаточно объективной, мы поставили такую же задачу иностранной компании, специализирующейся на опросах. Ее результат получился даже выше — 97-98%. Если не верите, можете выйти на улицу и поговорить с жителями города».
На таких электромобилях журналистов возили по территории Экспо-Парка
Однако на саму выставку китайских журналистов пустили не всех — иначе в пресс-центре площадью 120 тыс. кв. м не хватило бы мест представителям иностранных СМИ, для которых ведомство г-на Вея организовало 150 пресс-конференций и 258 мероприятий с прямой трансляцией.
Когда гости разъехались, большинство стран-участниц подарили свои павильоны Китайской Республике.
Испания подарила Шанхаю шестиметрового младенца, которого робототехники научили дышать, моргать и наклонять голову.
«Это стандартная практика Всемирных выставок EXPO универсального типа, — говорит Владимир Дягилев, директор Агентства развития регионов, организовавшего поездку российских журналистов в Шанхай. — Принимающая сторона выделяет землю, подводит коммуникации и сдает в аренду странам-участникам. По окончании мероприятия те могут потратиться на снос постройки или отдать ее хозяевам выставки».
Из российского павильона со стеклянной крышей и 12 башнями на общей платформе, символизирующего исторические и культурные корни общества, китайцы сделают детский сад. Еще несколько павильонов приспособят под развлекательные центры и гостиницы.
Часть гостей выставки поселились у жителей Шанхая
По словам Кевина Ю, гостям Всемирной выставки не хватило мест в отелях — кому-то пришлось жить в семьях шанхайцев, кому-то — снимать номера в городах ближнего круга — Хучжоу, Сунчжоу и Цзясине (это ненамного дальше, чем добираться в центр Шанхая с окраины). С учетом прогнозов о росте числа приезжих, которые уже сбываются, девелоперы выкупили часть земли (по среднерыночным ценам, но без конкурса) и начали возводить на западном берегу пятизвездочные отели.
Остальную территорию EXPO-2010 предполагается поделить на четыре зоны: парк для отдыха горожан, экспозицию лучших градостроительных практик, собранных у участников Всемирной выставки, деловую зону бизнес-центров и офисов, зону дипломатических представительств, где официальные делегации будут вести переговоры.
На одном из стендов в ускоренном темпе (четыре года за 60 секунд) прокручивают хронику строительства Expo-Сити
Память об EXPO материализуется в двух World Expo Museum. Первый (его сейчас строят) расскажет историю Всемирных выставок. Во втором, уже работающем, собрано все, что связано с EXPO-2010. В 2013 г. его сломают, чтобы переделать заново.
Поездку журналистов в Шанхай организовало Агентство развития регионов