Меню

Технологии для организмов

В последние годы за рубежом появилась целая индустрия по приему пациентов из России, рассчитывающих получить медицинскую помощь в клиниках Европы или Израиля. Большей частью это пациенты с онколог

Екатеринбургские медицинские центры налаживают контакты с внешним миром. Их методы лечения начинают использовать в развитых странах. Западные клиники передают им технологическое оборудование. И все больше иностранцев доверяют свое здоровье нашим хирургам.

В последние годы за рубежом появилась целая индустрия по приему пациентов из России, рассчитывающих получить медицинскую помощь в клиниках Европы или Израиля. Большей частью это пациенты с онкологическими заболеваниями, заболеваниями крови и те, кто нуждается в ортопедических операциях (протезирование суставов).
Клинику и врача находят посреднические компании из России. Одну из таких фирм открыл в Екатеринбурге Евгений Самборский, работавший в 1996-2008 гг. главным врачом ОКБ № 1. Г-н Самборский: «К нам обращаются люди, которые устали лечиться в России или не удовлетворены результатами. Или те, кому говорят: мужайтесь, оперативное вмешательство невозможно. Мы пытаемся решить проблему на месте и одновременно подбираем клинику за границей. Надо, чтобы пациенту был доступен уровень мировой медицины».
Встречный поток медицинских туристов — российские граждане, живущие за границей, и иностранцы, которые делают пластические операции, операции по коррекции зрения и лечатся от клещевого энцефалита. Есть у них интерес и к трансплантации почек. Бывшие соотечественники совмещают обследование и лечение в местных больницах с поездками к родственникам в Екатеринбург. Иностранцев привлекают низкие цены и возможность послеоперационного ухода и реабилитации.
Олег Шиловских, директор екатеринбургского МНТК «Микрохирургия глаза»: «К нам приезжают пациенты из США, Германии, Израиля и других стран. Их немного — примерно 20-30 человек в год. В основном русские. Они хорошо представляют уровень медицинского обслуживания и цены. За границей лазерная коррекция зрения обойдется им в 8 тыс. евро. А здесь — чуть больше тысячи. Для среднего европейца тысяча евро — не деньги. И не факт, что результат операции будет хуже, чем в Германии».
Чаще, впрочем, в Екатеринбурге лечатся жители стран ближнего зарубежья и соседних областей УрФО.

Дефицит внутренних органов
Направлением, развивающим медицину в XXI в., врачи считают трансплантологию. По общему мнению, это сила, двигающая и диагностику, и хирургию, и производство медицинской техники, и изготовление лекарств.
Трансплантацию органов в Екатеринбурге начали делать 20 лет назад. С тех пор состоялось более 300 пересадок почки (и трупных, и от доноров-родственников). В 2005 г. впервые пересадили печень (всего 27 пересадок), в 2006 г. — сердце (всего 11 пересадок). Теперь ОКБ № 1 делает около 30 операций органов в год плюс около 40 ежегодных трансплантаций костного мозга. В целом российская практика (1 000-1 050 операций во всех научных центрах) отстает от европейской (более 8 тыс. операций) и американской (более 20 тыс. операций). По словам специалистов, технических сложностей в пересадке органов у них нет — в ОКБ № 1 готовы оперировать и легкие, и поджелудочную железу. Главные препятствия — организационные: не хватает доноров.
На Западе эту проблему пытаются решить. Феликс Бадаев, главврач ОКБ № 1: «К примеру, в Испании пропаганда донорства возведена в статус государственной программы, подключены СМИ и церковь. Поэтому трансплантология там развита больше, чем где-либо. У 40% водителей в правах написано, что в случае внезапной смерти они готовы стать донорами. Поэтому очередей на трансплантацию там практически нет».
Сегодня в Свердловской области около 400 человек, которых спасла трансплантация. А пациентов, ожидающих пересадки органов, гораздо больше. До операции многие не доживают.
Из-за отсутствия доноров онкологические больные, нуждающиеся в пересадке костного мозга, обращаются к посредникам, работающим с иностранными клиниками. Евгений Самборский: «Сейчас мы помогаем пациенту из Оренбурга, которому нужна трансплантация костного мозга. Такие операции успешно делают врачи из ОКБ № 1, но в России нет реестра доноров, у которых можно взять костный мозг. И мы ищем возможности для лечения в Европе».
Достать губернатора
Иногда специалисты из Екатеринбурга находят решение раньше своих западных коллег. Так было с методикой лечения рака крови у детей MLL-Baby, разработанной уральскими врачами, — международные эксперты признали ее наиболее эффективной. По словам Ларисы Фечиной, директора Центра детской онкологии и гематологии, руководившей исследованиями, немцы, добившиеся в этом направлении серьезных результатов, считают MLL-Baby прорывом в медицинской науке.
Строительству Центра детской онкогематологии, которого добивалась г-жа Фечина, помог случай — часть денег выделила немецкая благотворительная организация «КЭР-Германия». С появлением клиники Екатеринбург стал третьим городом в России, где делают пересадку костного мозга.
Лечение лейкоза и большинство других медицинских практик Екатеринбурга, которые можно ставить в пример, появились благодаря врачам-энтузиастам, убедившим чиновников в своей правоте. Артур Воробьев, генеральный директор Европейского медицинского центра «УГМК-Здоровье» (прежде работал в Министерстве здравоохранения Свердловской области): «Это харизматические личности. В стремлении достичь цели они перепрыгивали все барьеры. Могли поймать губернатора на каком-нибудь мероприятии или совещании, чтобы изложить ему свою точку зрения, или настойчиво звонить к нему в приемную каждые пять минут и требовать встречи. И в конце концов добивались своего».
Прежде всего речь идет о крупных медицинских центрах, построенных в разные годы (за счет внебюджетных средств Фонда губернаторских программ, созданного Эдуардом Росселем) — областном онкологическом диспансере № 1 (2000 г.), Центре сердца и сосудов при ОКБ № 1 (2004 г.) и онкогематологическом центре при ОДКБ № 1 (2006 г.). Если необходимость в строительстве онкологического диспансера была очевидной, поскольку старая больница на ул. Репина никуда не годилась, то для развития кардиохирургии и детской онкогематологии требовалось политическое решение. Г-н Самборский: «Благодаря помощи Эдуарда Росселя кардиохирургия в ОКБ № 1 сейчас на мировом уровне. Это объективно. Эдуард Эргартович создал фонд частных инвестиций, и пока все в стране плакали и рыдали: «Того нет, этого нет», мы двигались вперед. 18 специалистов центра учились в лучших клиниках Германии, причем бесплатно. Теперь центр входит в пятерку крупнейших в стране».
Четвертый крупный медицинский центр, построенный на федеральные и частные деньги, — МНТК «Микрохирургия глаза» (1988 г.), на долю которого приходится 63% глазных операций в Свердловской области. Оппонентами хирургов «Микрохирургии глаза» обычно выступают их коллеги из ОКБ № 1, критикующие, в частности, лазерную коррекцию зрения как метод. Однако г-н Бадаев признает, что профессионализм врачей МНТК выше.
В том, что Свердловской области нужно выделить средства на сеть диализных центров, представителей власти долго убеждал Владимир Злоказов, зав. отделением хронического гемодиализа ОКБ № 1. Его стараниями диализные центры открылись в Нижнем Тагиле (больше мест, чем в Екатеринбурге), Краснотурьинске, Первоуральске, Ревде и Асбесте. В Екатеринбурге их три — в ОКБ № 1, ГКБ № 40 и ОДКБ № 1 (для детей). Теперь по развитию гемодиализа Свердловская область занимает третье место в России.
Отдельного упоминания стоит хирургическое направление, связанное с исправлением челюстно-лицевых патологий у детей («заячья губа», «волчья пасть» и др.), которым с 70-х гг. прошлого века занимаются специалисты НПЦ «Бонум» под руководством профессора Ирины Блохиной. Г-н Воробьев: «Эти врожденные аномалии особо никого не беспокоили, пока не нашелся человек, собравший коллектив единомышленников, в том числе двух-трех блестящих пластических хирургов, которые начали делать детям операции. Параллельно появилась сис­тема реабилитации, потому что речь идет о психологической травме и для детей, и для взрослых».
Специализация узкая и широкая
Сергей Акулов, открывший после своего ухода из горздрава Екатеринбургский Медицинский Центр, говорил, что правильно организованный медицинский бизнес приносит сотни процентов рентабельности через полтора года после старта. Однако уже тогда большинство частных предпринимателей понимали, что играть на одном поле с государственными больницами и поликлиниками невыгодно, если у компании нет маркетинговой фишки. Отстроиться от конкурента в лице государства можно было за счет узкой специализации, уникального предложения или дополнительного сервиса.
Большинство частных медицинских фирм, работающих на рынке с 90-х гг. прошлого века, были узкоспециализированными. Некоторые сохранили прежнее направление до сих пор. Валерий Хаютин, директор медицинского центра «Гармония»: «Мы занимаемся гинекологией 16 лет. На мой взгляд, только узкая специализация позволяет медицинскому центру вырастить хороших специалистов. И мы будем углублять специализацию дальше, потому что разбираемся в этой сфере лучше других и можем оказывать услуги, которых нет ни в одной женской консультации».
Другие больницы («Бабур», Центр косметологии и пластической хирургии, «Преображенская клиника») добавили новые направления. Лучшим маркетологом оказался Сергей Нудельман, поверивший в перспективы пластической хирургии. Его косметологическая лечебница стала многопрофильным центром (хирургия, гинекология, ортопедия, лечение ожирения и др.), куда приезжают пациенты из Бельгии, Германии, Нидерландов, Кипра — их доля сос­тавляет около 10%.
Тем же путем, но в пригороде пошел Дмитрий Филиппов, выбравший направление традиционной (нелекарственной) медицины и разместивший свой НКЦ «Медицинские технологии» в здании бывшей водогрязелечебницы (село Патруши). В 2010 г. г-н Филиппов намерен открыть пансион для посетителей на 20 мест, чтобы в период лечения пациенты могли жить в Пат­рушах.
Специализацией Клинического института Мозга (КИМ) стала диагностика и реабилитация больных после острых нев­рологических заболеваний (инсульт и черепно-мозговая травма). За шесть лет работы на рынке он оснастил свою лабораторию оборудованием, которого нет в других больницах. Андрей Белкин, директор КИМ: «Сотрудники института организовали выездную нейрореанимационную бригаду, стараниями которой смертность больных от нарушений мозгового кровообращения и других тяжелых повреждений головного мозга в Екатеринбурге снизилась на 10%». После конфликта с руководством ГКБ № 40, где КИМ арендовал площадь, г-н Белкин нашел для института другое помещение — в 200 м от ГКБ № 40.
Многопрофильные медицинские центры «Доктор Плюс», «Здоровье 365» и Европейский медицинский центр «УГМК-Здоровье», которые открылись в 2007-2009 гг., сделали ставку на диагностику и сервис. Валерий Малышев, генеральный директор медицинского центра «Здоровье 365»: «У нас такой же набор специалистов, что и в муниципальных больницах. Отличие в том, что у нас за 6,5 часов врач принимает 8-12 пациентов, а врач в городской больнице — 70. И это обстоятельство сказывается на качестве услуги».
Каждый из центров предлагает потенциальным клиентам комплексную диагностику организма в короткие сроки. А «УГМК-Здоровье» помимо прочего — прикрепленного менеджера, оказывающего консультативную помощь.
«Государству выгодно, чтобы частная медицина развивалась, — говорит г-н Хаютин. — В ряде случаев оно просто не в состоянии обеспечить больных медицинской помощью. Дополнительные возможности, причем за свой счет, создают предприниматели». Его слова подтверждает статистика. По данным Министерства здравоохранения Свердловской области на конец 2009 г., 40% подведомственных зданий больниц и поликлиник изношено более чем наполовину. И даже с учетом поставок техники в рамках национального проекта «Здоровье» (1 209 единиц за 2006-2007 гг.) износ диагностического оборудования сос­тавляет 58%.

Какие больницы оснащены передовым оборудованием (диагностическим и медицинским)
Областные учреждения здравоохранения
Областная клиническая больница № 1
Областной онкологический диспансер № 1
Областная детская клиническая больница № 1
ОБВЛ «НПЦ «Бонум»
ОБВЛ «Озеро Чусовское»
Городские учреждения здравоохранения
ГКБ № 40
ДМБ № 9
Екатеринбургский диагностический центр
Частные медицинские центры
Городская больница № 41
Европейский медицинский центр «УГМК-Здоровье»
НТМК «Микрохирургия глаза»
«Новая больница»
«Здоровье 365»
Источник: экспертный опрос участников рынка медицинских услуг Екатеринбурга, «ДК».

В чем преуспели врачи Екатеринбурга
Какие направления медицины развиты в Екатеринбурге лучше, чем в других регионах УрФО

Источник: экспертный опрос участников рынка медицинских услуг Екатеринбурга, «ДК».

Стоимость первичного приема в частной клинике
Средние чеки на первичный прием врачей (20 крупнейших частных клиник Екатеринбурга)

Источник: официальные сайты клиник.