«Люди труда всегда будут за тех, кто призывает делиться. Это же для них возвращение самоуважения, избавление от ощущения собственной ничтожности». Колонка Тимура Горяева на DK.RU.
Экс-владелец «Калины» Тимур Горяев в Екатеринбурге гость редкий. Уже несколько лет он живет в Лондоне и развивает проекты, никак не связанные с косметическими брендами. Недвижимость, виноделие и даже замки с привидениями — список его бизнес-интересов поражает сам по себе.
Недавно Тимур Горяев стал писателем. Из-под его пера вышла книга с говорящим названием «Шпаргалки для боссов» — сборник практических знаний, заметок и наблюдений человека, сумевшего построить стабильный и понятный бизнес в меняющихся российских условиях.
А до книги — в течение почти 20 лет — Тимур Горяев не сходил со страниц деловой прессы города. В изданиях медиахолдинга «АБАК-ПРЕСС» вышли десятки его колонок и интервью. Но большинство — только на бумаге.
Желая исправить эту несправедливость, DK.RU запускает ретроспективный цикл колонок Тимура Горяева — «Записки босса».
Тимур Горяев:
— Пару лет назад я был на довольно высокого уровня совещании предпринимателей — и был шокирован, потому что это мы уже давно проходили: тема ответственности бизнеса, оказывается, с трибун не ушла, до сих пор райкомовская риторика и это словосочетание «социальная ответственность бизнеса» является одним из кнутов, которым направляется массовое сознание. Я на эту тему много раз что-то говорил — и каждый раз мне казалось, что уже все сказал. Теперь, думаю, надо еще раз на эту мозоль надавить, чтобы люди пришли в себя.
Такой вещи, как социальная ответственность бизнеса, в природе не существует. Это химера. И лучше всех позицию бизнесмена сформулировал Милтон Фридман (он цитируется всегда и везде): «Бизнес бизнеса есть бизнес». В здоровом обществе никто никому ничего не должен. Если общество нормальным образом отрегулировано — то каждый получает столько, сколько может от этого общества получить. Это считается справедливым. Дети получают свое, старики — свое.
Сегодня в России — я так для себя классифицирую — есть три класса предпринимателей: первый, самый успешный и самый распространенный, — это те, кто участвует во всероссийском распиле. Я их называю Соучастниками. Вторые — менее удачливые ребята, которые пытаются строить свой бизнес, но при этом зависят от многочисленных регуляторов: им каждый день нужны лицензии, разрешения, земля. Они те, кого вечно доят. Например, к этой группе относятся почти все строители. Таких я называю Кормильцами.
И лишь небольшая часть бизнесменов ведет себя так, будто они на самом деле зависят только от своих потребителей, — именно они и являются в моем понимании настоящими предпринимателями.
Это Созидатели. И все, о чем мы тут говорим, — для них.
Никакой социальной ответственности у этих Созидателей быть не может в принципе. Их заслуга, если хотите, в формировании единственной экономической движущей силы общества — они создают новое дело, новые рабочие места, новый источник добавочной стоимости… Если хотите — именно они закваска новой жизни. Без них вообще не будет экономики — будет просто дележка бюджета, пополнение его за счет черного золота — а для этой нехитрой игры население страны совсем не нужно. Для этого достаточно небольшой группы всем известных людей, которые справятся и без нас. Нужно будет — возьмут на аутсорсинг таджиков или китайцев.
Нормальная здоровая экономика, которой у нас нет и я не уверен, что будет, — она держится только на этих ребятах.
Они, рискнув своим временем, добрым именем, невеликим капиталом, пытаются как то бесхитростно построить какой-то новый ресторанчик, новую мастерскую, турбюро — то есть сделать то, чего до них не было. Когда мы смотрим на могучие экономики мира (даже самые несчастные из них по объему ВВП значительно больше нашей могучей родины, которая все еще тянется за «умирающей» Италией и никак дотянуться не может), мы видим, что эти прекрасные большие компании — олицетворение экономической мощи этих стран — возникли не путем приватизации или чего-то там — они возникли нормальным естественным путем: вышли из маленькой местной компании, которая оказалась успешнее своих конкурентов, и выросли до размеров компании штата, страны. Это нормальный эволюционный процесс, который имел очень важную обратную связь: он формировал людей внутри страны — тот самый ценный класс людей-предпринимателей.
Предприниматели — это соль земли. Они работают в очень жестких условиях, ведь в бизнесе, если вы не тот, кто может быть чемпионом каждый день, вы вылетаете из игры сразу же. Весь бизнес — это игра по олимпийским правилам: ты либо выиграл и прошел в следующий тур, либо вылетел на свалку. И этим предпринимательство отличается от всех других видов деятельности.
Именно поэтому заниматься бизнесом может не каждый — это в Думе может сидеть и принимать законы каждый: девочка из студенческого сериала, гимнастка, постаревший шансонный певец, боксеры-неудачники
— все, кто как-то проявился в различных и никак не связанных с интеллектом видах деятельности. То есть эти случайные люди принимают законы, которые регулируют нашу деятельность, — и все считают, что это нормально. И почему-то никто не трещит про их социальную ответственность.
В бизнесе все по другому: время здесь — честный сеньор, и оно сразу отделяет успешных от неуспешных. Для властей эта песня про социальную ответственность, конечно, очень удобна, потому что формирует во всех бизнесменах чувство вины — как будто им что-то дали, а они не отдают.
Я помню, как еще до перестройки, в начале 80-х, осуждали людей, которые уезжали из страны: евреев, немцев, ученых, перебежчиков из балета. И рефреном при этом всегда шла мысль: родина дала вам все — образование, здравоохранение, возможность послужить в прекрасной Советской Армии, а вы, предатели, сбегаете. Я думаю, что эта болтовня про социальную ответственность в бизнесе — это все оттуда.
Корни всего этого уходят далеко. Помните, еще Ленин говорил, что «кухарки управляют государством»? Когда на митинге вы видите очередного болтуна, который раньше агитировал за партию пенсионеров, потом — за коммунистов, потом еще за кого-то, болтуна, который никогда в жизни нигде не работал, но при этом, надев рабочие перчатки, говорит: «Мы — люди труда», — вам всё становится понятно. Людям труда это приятно слушать, приятно понимать, что их много, что они сила. Но к сожалению, чувство самосохранения не подкидывает им здравую мысль: «Да, ребят, мы, конечно, люди труда, но если этих противных ребят на «мерседесах», которые вовсе не живут так хорошо, как некоторые главы районов, куда то убрать, послать, к примеру, лес валить, то наступит коллапс».
Потому что ребята на «мерседесах» — те люди, благодаря кому еще хоть как то движется кровь по жилам страны. Люди труда далеки от мысли, что прежде чем делить — нужно что то создать.
Созидателям в такой ситуации труднее всего. Во-первых, на них все показывают пальцем: «Как так? У тебя все еще не в шоколаде?». Во-вторых, они очень уязвимы — у них не такая хорошая крыша, прямо скажем. В-третьих, эта участь — для очень спортивных духом людей. Потому что реальная конкуренция — то, о чем многие российские Соучастники и Кормильцы и не слышали, — это очень жесткая вещь — каждый день удовлетворять потребности реальных потребителей.
Какая, например, у владельца ресторана может быть социальная ответственность перед обществом? Да никакой! Дай бог, чтобы он справлялся со своими обязанностями и не забывал платить налоги. Ресторанный бизнес — самый сложный из всех, которые я видел, его можно сравнить с театром, где актер каждый день должен играть максимально правдиво и открыто — на полную. Но у актера хотя бы награда есть — после последнего акта ему дарят цветы, слышны овации, а здесь, кроме скромных чаевых, — ничего. Посетители ресторанов более требовательны, чем театралы.
Кстати, с точки зрения того формата отношений, который навязывается властями, налоги — это крохотная часть того, что требуют от предпринимателя. Круг обязанностей на самом деле намного шире — начиная от уборки прилегающей территории, украшения зданий, проведения предвыборных митингов и заканчивая строительством больниц, курортов, заботой о детдомах — обязанности бесконечны и нигде не описаны. И поэтому как бы предприниматель ни ползал на пузе — он все равно недостаточно старается: он же еще не все отдал, на нем же еще есть последняя рубашка, и этим он уже плох.
Меня удивляет, что многие предприниматели — то ли они жизнью затюканы, то ли задавлены узостью кругозора — почему-то считают, что это нормально. Раз транслируется сверху — по телику, главами района, главами города — этими важными дядьками — этот напор про социальную ответственность бизнеса, значит, так оно и есть? И их собственные подчиненные тоже в этом плену, тоже уповают на какую-то ответственность. Да нет никаких обязанностей. Компании создаются, чтобы их создатели получали прибыль.
Если бизнес позволяет использовать какие-то схемы налоговой оптимизации — используйте. Получается — вы молодец. Снижайте издержки, зачем вам кормить общество?
Обязанности человека простые: работай честно, пытайся сделать лучше, пытайся победить конкурентов, знай, что чем ты успешнее, тем твой бизнес долговечнее, не забывай про свою семью, не трать все время на одну работу, живи как гармоничный человек — старайся больше ездить по миру, изучай, как то же самое делают твои конкуренты, вези этот опыт сюда. Вот и вся социальная ответственность. А если человек при этом вырастит парочку достойных детишек, даст им приличное образование — он уже очень много сделал для общества. А если такой гражданин еще и платит налоги — о чем еще государству мечтать?
Любая социальная ответственность — это обложение незаконными налогами с целью высвободить средства в бюджетике, чтобы их половчее стырить.
Когда люди с умным выражением лица говорят: «Мы считаем, что надо делиться, господа предприниматели, мы вам дали все, вы давайте там заботьтесь…». Никто же не хочет говорить: «Мы в прошлом году взяли столько-то миллиардов долларов и как-то так поделили, черт возьми, что опять куда-то все подевалось. Всем досталось, а на стариков и детей опять не хватило. И мы в этом году опять планируем так поделить».
«Надо делиться» — этот лозунг всегда приветствуется чиновниками, всегда приветствуется плебсом. Люди труда — те, кто реально согнулся у станка, они всегда будут за тех, кто призывает делиться. Это же для них возвращение самоуважения, избавление от ощущения собственной ничтожности. В этой фразе «надо делиться» для них заключен огромный искупительный смысл: «Я так плохо живу не потому, что я баран, в школе ленился, бухаю каждый день, ни к чему не стремлюсь, придя с работы, заваливаюсь у ящика и больше ничем не занимаюсь, даже семейную жизнь не смог выстроить… ну то есть вообще везде лох». Нет, этот лозунг говорит им про другое: «Друг, тебя обокрали с детства. Тебя не разглядели, тебя не поняли. Но мы заставим поделиться тех, кто удачу поймал за хвост». А о том, что ловля удачи — это тяжелый и опасный труд, доступный не всем, — никто же не говорит.
В русском языке есть достаточное количество идиом, позволяющих точно определить маршрут для настырных пройдох, которые звонят и вымогают деньги на социально ответственный жест. Если кто то выходит за рамки своих административных полномочий — звонит и дает указания, подумайте, ну кто такой глава района? С точки зрения госиерархии это вообще никто. Бывают ли они эффективными? Не знаю — я не встречал ни одного. Они даже советским главам райисполкома по эффективности уступают.
Сейчас, кроме предвыборного жонглирования, никаких реальных функций у глав района нет.
Я давным-давно создал себе репутацию человека грубого и конфликтного, поэтому ко мне не суются. Я всю жизнь посылаю. Мне проще — у меня есть «нравственная опора», я воспитан на примерах «Молодой гвардии» и Зои Космодемьянской: когда я учился в школе, это все воспринималось без прикола, на полном серьезе — так что пионерско-комсомольский максимализм во мне есть. Идеалистическим мусором у меня голова была забита под завязку. И поэтому, когда ко мне всякие морды заглядывали и что-то просили, давали какие-то указания, я, как Зоя Космодемьянская, находил в себе силы посылать и получать от этого нравственное удовольствие. Это легко на самом деле.
Материал подготовила Наталья Попкова. Истории предпринимателей Екатеринбурга — в сообществе «Бизнес и жизнь» на Facebook