Меню

ТНК-ВР заправит самолеты керосином конкурентов

Компания ТНК-ВР, купившая топливозаправочный комплекс Кольцово, намерена вложить в него $20 млн. По словам гендиректора ТЗК Андрея Гиговского, ТНК-ВР будет работать с авиакомпаниями без посредников.

По данным ТНК-ВР, топливозаправочный комплекс в екатеринбургском аэропорту обошелся компании в $100 млн. $30 млн заплатили за ООО «ТЗК-Актив», на которое  оформлено оборудование и техника, и $70 млн – за ЗАО «Топливозаправочная компания «Кольцово» – оператора, владеющего сертификатами и лицензиями. Инфраструктура ТЗК включает склад для хранения самолетного топлива емкостью 18 тыс. кубометров и 12 машин-заправщиков.
Андрей Гиговский, назначенный гендиректором ТЗК «Кольцово», прежде возглавлял в ТНК-ВР направление «Судовые топлива». Теперь г-н Гиговский будет заправлять самолеты. В 2011 г. авиакомпании, приписанные к Кольцово, купили у ТЗК 143 тыс. тонн топлива. С расширением аэропорта за счет нового грузового терминала потребность в авиакеросине будет расти.
– Проектом, связанным с покупкой ТЗК Кольцово, я занимаюсь около года, – говорит он. – Мы уже не первый раз делаем заход на приобретение комплекса и, наконец, в этом году сделка завершилась – 7 марта право собственности перешло к нам. С этого времени я назначен главой ТЗК.
О возможной продаже ТЗК губернатор Мишарин упоминал еще в 2010 г. Почему сделка произошла только сейчас?
– Мы проводили разного рода исследования – смотрели качество активов, схему работы комплекса. Оценивали потенциал предприятия, чтобы понять, насколько эффективными будут инвестиции. Это большая подготовительная работа. ТНК-ВР – коммерческая организация, мы инвестируем деньги, чтобы потом их зарабатывать.
У ТНК-ВР и Кольцово – общий бенефициар. Какая выгода аэропорту продать ТЗК, а вам – купить?
– Для Кольцово продажа авиакеросина – не основная деятельность. Главная задача аэропорта - обслуживать самолеты и пассажиров. А для нас этот бизнес профильный, как и АЗС, которые тоже работают в Свердловской области, и любое предприятие, предлагающее нефтепродукты конечному потребителю. Долгосрочная стратегия компании – освоить всю цепочку добавленной стоимости. Для этого мы планируем приобретать активы, позволяющие работать с авиакомпаниями напрямую. Тем самым мы обеспечиваем ТНК-ВР гарантированный сбыт собственного авиатоплива, избегая посредников, а значит, и увеличения цены для потребителя.
Вы будете покупать ТЗК и в других аэропортах?
– Сейчас у компании есть доля в заправочном комплексе аэропорта Шереметьево и 100% ТЗК Кольцово. Такие же приобретения мы планируем делать в регионах, которые ТНК-ВР считает целевыми.
Необходимость продажи ТЗК Кольцово объяснялась еще и претензиями антимонопольной службы. В частности, в 2008 г. УФАС Свердловской области возбуждал дело в отношении Кольцово, ТНК-ВР, и «Уральской нефтяной компании» (в то время – дочка ТНК-ВР), подозревая их в ценовом сговоре.
– Дело было закрыто. Тот факт, что оно возбуждалось, ни о чем не говорит. Задача ФАС – выявлять все, что может противоречить антимонопольному законодательству. Когда выяснилось, что причин для беспокойства нет, вопрос сняли.
Сейчас сделка выглядит так, что актив – ТЗК - «Ренова» просто переложила из одного кармана в другой. Ведь она – и один из владельцев аэропорта Кольцово, и акционер ТНК-ВР. Так что вероятность сговора остается.
– Если бы топливный комплекс Кольцово приобретал керосин исключительно у ТНК-ВР, можно было бы заподозрить некий сговор. Но как естественная монополия, мы находимся под неусыпным контролем ФАС и не намерены нарушать антимонопольное законодательство, запрещающее ТЗК работать с одним поставщиком. Поэтому каждый месяц ТЗК мониторил рынок топлива и покупал керосин у той компании, которая предлагает самую низкую цену и может обеспечить ритмичные отгрузки. Обычно комплекс работал с вертикально-интегрированными холдингами – «Лукойлом», Газпромнефтью, Башнефтью и ТНК-ВР – так, в феврале он приобретал топливо у компаний Башнефть и «Лукойл». Подход этот мы, как новый собственник, менять не собираемся. К тому же, в ряде случаев топливо неаффилированных поставщиков оказывается дешевле, чем у ТНК-ВР. И здесь уже работает прагматичный рыночный механизм – при прочих равных покупать по более низкой цене. В силу того, что ближайший нефтеперерабатывающий завод находится в Перми, наш основной поставщик сегодня – «Лукойл».
Но ТНК-ВР заявила, что намерена увеличить производство керосина на заводе в Нижневартовске, чтобы обеспечить бесперебойные поставки в Кольцово.
– Нижневартовский завод действительно увеличивает производство керосина примерно вдвое – со 100 до 200 тыс. тонн в год. Это – наша страховка. В случае перебоев с топливом, которые были в прошлом году, нам гарантированы поставки от собственного производителя. Если форс-мажоров не будет, дополнительное топливо компания продаст на рынке.
Если бы вы продавали в «Кольцово» собственный керосин, интерес к покупке заправочного комплекса был бы очевиден. Но вы говорите, что продукция «ТНК-ВР» в структуре продаж не на первом, и не на втором месте. Зачем вкладывать $100 млн в компанию, заправляющую самолеты топливом конкурентов?
– Вы не совсем корректно ранжируете. ТНК-ВР поставляет топливо в Кольцово в числе прочих поставщиков. Но нужно понимать, что в рамках нашей стратегии мы используем практику свопов (сделок с замещением) – обмениваемся керосином с другими производителями, чтобы сократить логистические расходы. Скажем, ТНК-ВР нуждается в дешевом топливе для Кольцово, а «Лукойл» – для аэропорта где-нибудь на севере. И происходит обмен.
Авиакомпании не раз жаловались, что топливо в екатеринбургском аэропорту – одно из самых дорогих. Руководство Кольцово объясняло, что отпускные цены устанавливает поставщик. Как формируются цены на авиакеросин? Насколько велика ваша маржа от поставок авиационного топлива – в Екатеринбурге и в других регионах?
– Я не стал бы комментировать ту схему, по которой работал ТЗК до его приобретения. Как новый владелец ТНК-ВР не собирается ни задирать цены, ни демпинговать. Они будут среднерыночными. Это наша позиция. Но независимо от собственника заправочного комплекса, цена поставщика, действительно, главный фактор. К ней добавляется себестоимость услуг по приемке, хранению, фильтрации, проведению анализов, наливу авиакомпаниям топлива. И плановая прибыль ТЗК – она тоже зависит от разных параметров. Озвучить величину маржи я не готов. Главное – мы будем напрямую работать с производителями топлива, и продавать его непосредственно потребителю. Это наша принципиальная схема работы.
Мы можем написать, что с приходом ТНК-ВР потребитель будет платить за топливо меньше? Или - что цена авиабилета снизится?
– И первое, и второе будет некорректно. Цену на билеты назначает авиакомпания в условиях конкурентной рыночной среды. Разумеется, в себестоимости «сидит» топливная составляющая, но ее динамика мало влияет на ценообразование. Тот, кто покупает билет заблаговременно, платит меньше, независимо от того, сколько стоит авиатопливо в момент перелета. Далее: утверждать, что топливо для самолетов подешевеет, тоже было бы неправильно. Цены на авиакеросин на внутреннем рынке напрямую зависят от колебаний цен на нефть на международных биржах.
Сколько сейчас платят авиакомпании за топливо?
– Наш текущий тариф на авиационный керосин (без НДС) - 31 тыс. 150 руб. за тонну.
Каков ваш прогноз - в 2012 г. эта цифра будет расти?
– Все зависит от событий в мире. В частности, от кризиса с поставками иранской нефти. Делать прогнозы – занятие неблагодарное. Оставим это аналитикам. Но в любом случае все ценовые колебания будет определять международная конъюнктура.
Когда в аэропорту работает один заправщик, это ограничивает конкуренцию. Было бы их два-три, авиакомпании могли бы выбирать. Иначе цены на топливо всегда будут высокими.
– Я не вполне с этим соглашусь по той причине, что работать в ноль никто не станет. Все коммерческие предприятия нацелены на зарабатывание денег. Керосин закупается на свободном рынке, и входная цена – что у нас, что у гипотетического конкурента – будет примерно одинаковой. Вряд ли второй заправщик сможет предложить авиакомпаниям более выгодные условия. При этом альтернативный ТЗК потребует миллионных инвестиций и поддержки сервиса. Сейчас мы собираемся реконструировать ТЗК. Как вы понимаете, деньги на это берутся из нашей маржи. Но при том наш уровень заработка сравнительно невелик. И говорить, что мы необоснованно завышаем цены, нет никаких причин.
Сколько денег вы собираетесь вложить в модернизацию ТЗК?
– ТЗК Кольцово строился в 60-70-е гг. Техника и оборудование морально устарели, изношены. Наша задача – привести хозяйство к уровню лучших отраслевых норм – российских и международных (наш 50% акционер – английская компания ВР). Такая масштабная реконструкция потребует $20 млн. Это позволит увеличить пропускную способность комплекса - то количество топлива, которое мы можем отгружать ежедневно. Сейчас ежесуточный объем заправки варьируется от 200 до 700 тонн в сутки. Средний уровень – около 370 тонн.
Какими будут ваши первые действия как генерального директора ТЗК «Кольцово»?
– Мы проводим аудит в части охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, привлекаем специалистов из материнской компании и ТЗК Шереметьево. Они работают у нас с 15 марта. В результате мы получим полный аудит технологических процессов и рекомендации по улучшению ситуации по охране труда. И в ближайшее время начнем эти рекомендации внедрять.