Потратить 150 тыс. рублей и из регионального франчайзи превратиться в мажоритарных владельцев международного бизнеса. Как «Мозгобойня» завоевывает город за городом и на чем зарабатывает?
Игру «Мозгобойня» придумали не в Екатеринбурге. Но именно в Екатеринбурге с конца 2018 г. базируется мозг игры — ее штаб-квартира. И в какой бы части мира — в Америке, на Северном Кавказе или в Североуральске, откуда родом один из ее совладельцев Руслан Гилязов, люди ни играли в «Мозгобойню», отвечать они будут на вопросы, придуманные в Екатеринбурге.
Как вышло, что екатеринбургские ребята стали совладельцами международного бизнеса, как организуются игры по всему миру, сколько вопросов в неделю придумывают копирайтеры компании и причем здесь воблер? Об этом DK.RU рассказал совладелец ГК Mozgo, президент бизнес-клуба «Эквиум Урал» Руслан Гилязов.
Досье DK.RU
Состоит из семи туров по семь вопросов. Нужно угадать термин, дополнить цитату или догадаться, о каком событии или явлении идет речь. Есть новостной тур, в который включены вопросы по недавним событиям в мире, музыкальный и блиц — с быстрыми вопросами различной тематики. Победителем становится команда, взявшая наибольшее количество баллов по результатам всей игры.
Проект основали в 2012 г. в Минске Екатерина Максимова и Александр Ханин, затем соучредителями стали российские партнеры Семен Черноножкин и Юлия Родионова. В 2016 г. франшизу «Мозгобойни» купили Руслан Гилязов, Антон Писчиков, Николай Тисенко и Александр Лежнин и запустили игру в Екатеринбурге.
Спустя 1,5 года они владели уже девятью франшизами «Мозгобойни», а в конце 2018 г. выкупили доли российских партнеров и стали мажоритарными владельцами компании.
Автомобиль в обмен на долю в компании
— Мы с Антоном Писчиковым в автобизнесе проработали пять лет, стали руководителями своих подразделений, я — в отделе продаж автомобилей, он — в отделе финансовых услуг, — рассказывает Руслан Гилязов. — Однажды я продавал машину премиум-сегмента, покупатель обмолвился, что он инвестор. Когда возникла идея запуска нашего первого бизнеса, а все банки нам отказали, я тут же позвонил этому человеку со словами: «У нас есть офигенная концепция: мы будем стричь звезд и обычных парней. Все равны, как в бане. Ты стрижешься, а в соседнем кресле может быть Иван Ургант или Руслан Белый*. Мы разорвем Екатеринбург!». Он нам доверился и через пару дней согласился на инвестирование проекта — дал 2 млн руб. в обмен на возврат инвестиций и долю в бизнесе.
Антон и Руслан запустили барбершоп по франшизе федеральной сети мужских парикмахерских Boy Cut, но спустя полгода поняли: при таком раскладе они будут работать на инвестора до конца своих дней.
В тот момент ко мне обратились два наших товарища. Один хотел купить Land Cruiser Prado, а второй — Kia Rio. Две машины стоили ровно 2 млн руб. Мы предложили им сделку: «Пацаны, зачем вам машины? Купите доли в бизнесе!». Они нам идеально подходили: один — классный маркетолог, второй — отличный администратор, который сейчас занимает у нас должность финансового директора. Мы поменяли fool money («глупые деньги») инвестора, который дал денег, ничего не делал и ждал от нас дохода каждый месяц, на smart money («умные деньги») — зашли ребята с компетенциями, вложили деньги, вернули их инвестору, и бизнес стал нашим, — вспоминает Руслан.
Так в команду попали Николай Тисенко и Александр Лежнин. Вчетвером они быстро развили сеть до трех барбершопов, стали лучшими франчайзи в федеральной сети и предложили владельцам Boy Cut взять их в долю и развивать бизнес вместе. Те подумали, но отказались. А екатеринбургским ребятам хотелось, как они говорят, «прильнуть к большому театру» — выйти если не на мировой, то на федеральный уровень. И, решив не изобретать велосипед, они стали искать новую франшизу. Важен был минимальный порог входа и быстрая финансовая отдача.
В 2016 г. в журнале Forbes Антон Писчиков прочитал небольшую заметку об игре «Мозгобойня». «Парни, это бомба! Мы однажды соберем «Уэмбли», — сказал он и на следующий день махнул на игру в Питер. Через три дня екатеринбургская четверка оформила кредитную карту на 150 тыс. руб. и купила франшизу «Мозгобойни».
За 1,5 года они развили свою сеть до девяти городов, стали лучшими франчайзи по всей сетке и встали перед дилеммой. Кстати, ничего вам это не напоминает? Да, им вновь стало тесно, и они предложили владельцам бренда «Мозгобойня» взять их в долю.
Это не было нашей стратегией — купить франшизу, а потом получить весь бизнес, — смеется Руслан. — Мы поняли, что у нас есть команда, способная вывести компанию на более высокий уровень. Мы пришли к основателям и предложили объединить усилия для ускорения роста бизнеса. У Mozgo было три ментора — крупные предприниматели федерального масштаба. Финальный раунд переговоров проходил на яхте одного из них в Питере. Это было очень волнительно. Мы никогда не были на яхтах. Презентовали свое видение развития компании, сказали, что готовы взять стратегическое управление на себя. Нам тут же ответили: «Ребята уральские, конкретные, сразу видно, что выведут компанию на следующий уровень». Они признали, что Екатеринбург — уникальный город в рамках России, местные франчайзи быстро выходят в лидеры по стране. У нас все быстро, агрессивно. Питер живет на другой скорости.
Екатеринбургская команда интегрировала в ГК Mozgo свои бизнесы (барбершопы и девять городов-франчайзи «Мозгобойни») и компетенции (каждый из них теперь отвечает за развитие ключевых направлений в компании), и в конце 2018 г. ребята стали мажоритарными владельцами компании. В числе совладельцев остаются основатели «Мозгобойни» из Белоруссии. Они участвуют в принятии основополагающих решений. А управляющая компания Mozgo базируется в Екатеринбурге.
На игру — из барбершопа
— Когда мы только открыли барбершоп, сделали из него шоу. Собрали огромное количество именитых людей, устраивали праздники, дни рождения. У нас стриглись и продолжают стричься игроки «Урала», «Виз-Синары», «Автомобилиста», у нас был даже солист Bad Boys Blue Кевин Маккой. Изначально они были нашими клиентами, а потом стали товарищами и друзьями. «Мозгобойня», кстати, стала тем проектом, в котором наши бывшие клиенты — фотографы, видеографы, КВН-щики стали нашими сотрудниками, — рассказывает Руслан, проводя нам экскурсию по штаб-квартире Mozgo.
— Здесь находится центр управлениями нашими проектами, отдел развития корпоративной сети (наши франчайзи), отдел запуска, отдел поддержки, дизайнеры, копирайтеры, фактологи, отдел написания игр, — перечисляет Руслан. — Управляющая компания в Екатеринбурге полностью генерирует продукт. Все внутренние инновации, айдентика — все происходит здесь и дальше транслируется на весь мир.
— В конкретном городе игру организуют наши партнеры-франчайзи. Мы регулярно предоставляем им игровой пакет и другие новации, а также следим за соблюдением стандартов в организации игр. Допустим, в Вашингтоне проходит игра, которую придумали ребята здесь, в нашем офисе. Но это не вся компания. У нас есть еще восемь филиалов. В Екатеринбурге находятся их руководители.
— Это легендарные люди отечественного шоу-бизнеса — Евгений Кожевин, вы можете помнить его по «Убойной лиге» на ТНТ.
— Прямо сейчас проходит тест новой игры — вы первые, кто увидел ее. В нее будут играть на следующей неделе по всему миру. Игра начинается еще до момента самой игры. Чтобы команда попала в определенное заведение, нужно успеть зарегистрироваться в группах во Вконтакте. Регистрация происходит за неделю до игры, но закрывается молниеносно: только наши маркетологи выкладывают анонс, за первые секунды появляется от 50 сообщений от команд. Все стараются успеть — и вот тут они уже немного поиграли.
— У нас есть целое подразделение, куда входят копирайтеры, фактологи. За неделю наша команда из восьми авторов пишет 1,5-1,7 тыс. вопросов на разные темы на 236 городов. Эти ребята играют в команде КВН «Урал». Они постоянно держат руку на пульсе, и если появляется что-то хайповое, сразу же упаковывают это в игру.
— Мы запустили свою ИТ-платформу. Это уникальная история, которая собирает вопросы. У каждого автора в отделе продукта есть ТЗ по написанию вопросов. Все эти вопросы зашиваются в платформу, каждому присваивается метка — тег. Дальше франчайзи в конкретном городе, допустим, в Буйнакске на Северном Кавказе, нажимает кнопку «сгенерировать игру» и для него на основе этих тегов собирается уникальный набор вопросов. Исходя из тегов, например, в Кыргызстане никогда не будет вопроса про музыку Элджея, а на Северном Кавказе — про секс и алкоголь. А в Екатеринбурге — от обратного. Только про секс и подавай! «Мозгобойня 18+» в Екатеринбурге — самая популярная игра из тематических.
Заработать на азарте
У Mozgo несколько источников дохода. Первое — это регулярные игры — те, что еженедельно проходят в различных ресторанах, принять в них участие может любой человек. В Екатеринбурге входной билет стоит 300 руб. на человека. В одной игре участвует 300-350 игроков. Параллельно с понедельника по пятницу в разных заведениях города может проходить до пяти игр. В других городах вход может быть дороже. В Америке, к примеру, билет стоит 1800 руб.
— Второй источник дохода — корпоративные игры. Огромное количество компаний сейчас заказывает у нас «Мозгобойню» на корпоративы. Также запущены игры, где соревнуются компании из одной сферы. Например, банки, агентства недвижимости, автобизнес. Это такая неформальная история, когда можно посостязаться со своими конкурентами и при этом их обойти, — говорит Руслан.
Сталкиваете конкурентов?
— Они по-доброму. Общаются, смеются. «Мозгобойня» сравнима с Чемпионатом мира по футболу. Когда две команды заходят, начинают рубиться между собой, а болельщики в это время устраивают невероятное шоу. После чего все обнимаются, танцуют и поют. Подарок за победу — бутылка шампанского. Спортивная составляющая присутствует, но нет задачи победить ради приза.
Гаджетами запрещаете пользоваться?
— Конечно. Ходят ассистенты и смотрят, чтобы никто не пользовался телефонами. Но ребята уже понимают: стоит прятаться не от ассистентов, а от самих игроков, а это очень сложно. И более того — зачем ты пришел? Победить с помощью гаджета?
Третий источник дохода — продажа франшиз. Каждый месяц к нам присоединяются 8-12 франчайзи. Сегодня мы представлены на двух континентах — это Евразия и Америка. Играют 236 городов, мы являемся самой масштабной интеллектуально-развлекательной игрой в мире по количеству городов и игроков.
Наш четвертый канал доходности — реклама. Он не сильно развит, но если нужно, интегрируем в игру рекламные вопросы. У нас огромная аудитория — ежемесячно в Екатеринбурге играет 5 тыс. человек, а по миру — 80 тыс.
Пятый источник дохода — MozgoParty. Мы играли с понедельника по четверг и не пытались конкурировать с пятницей и выходными днями. Чтобы задействовать и эти дни, запустили онлайн-проект — это «Мозгобойня» из четырех туров с вопросами на разную тематику и для взрослых, и для детей, человек может купить к ней доступ на сутки.
Как мы ее протестировали? Мои родители, дедушки и бабушки никогда не ходили на «Мозгобойню». Но в этот Новый год я приехал и сказал: «Вы не шли на «Мозгобойню», она пришла к вам». Запустил на экране игру и понял, что ко второму туру все раскачались. Хотя изначально у них была ассоциация, с «Что? Где? Когда?», оказалось, что тебе необязательно быть Друзем, чтобы играть в «Мозгобойню». Даже дедушка, которому за 70, нашел для себя вопрос. Когда мы зависли, он вдруг сказал: «Так это ж воблер!». Когда задействовали всех, поняли: эта история точно зайдет.
Ты так прекрасно рассказываешь, но были же у вас ошибки?
— Ошибки были при создании ИТ-платформы. Мы начали делать ее, не имея опыта и знакомых в этой сфере. Потеряли 1,3 млн руб. из-за неправильно составленного ТЗ (благо, составляли его еще не мы). Программисты — ребята, как в аптеке: ударение в названии не туда поставил, и все: медикаменты обмену и возврату не подлежат. С ИТ-продуктами — та же история. Завершаем работу силами другой команды. Часто ошибки возникают в маркетинге, выборе партнеров, сотрудников. Роковых, которые привели бы к краху, слава богу, не было.
Какие у вас планы? Хотите мир захватить?
— Вообще да. Мы хотим, чтобы в «Мозгобойню» сыграл 1 млн человек одновременно на всех континентах. Одновременно — это за серию игр в течение месяца. Речь идет только об офлайн-продукте. Онлайн-продукт никогда не сможет с ним конкурировать. Это совершенно другой отдых — с друзьями, семьей. Это не сравнится с большим рестораном, где одновременно собирается 300-500 человек, которые остаются после игры и объединяются в большие компании.
Фото: Игорь Черепанов, DK.RU
* - выполняет функции иностранного агента