Назад в прошлое В действительности офисные компьютеры, за исключением рабочих станций дизайнеров, редко используются и на 15%. Парадокс современной компьютерной индустрии: двигателями прогресса выс
Назад в прошлое
В действительности офисные компьютеры, за исключением рабочих станций дизайнеров, редко используются и на 15%. Парадокс современной компьютерной индустрии: двигателями прогресса выступают скорее навороченные компьютерные игры, а не новейшие офисные приложения. Но это не значит, что бизнес может себе позволить отстать от гонки компьютерных технологий. Необходимо обрабатывать постоянно увеличивающиеся потоки информации, а новейшие приложения хоть и не занимают весь ресурс процессора, но настойчиво требуют, чтобы машина была как можно более современной.
Другой аспект развития компьютерной инфраструктуры — растущая потребность в серверах. Практически ни одна компания не обходится без комплексной информационной системы, которая объединяет все данные и операции над ними, — это лишний стимул для отказа от распределенных вычислений и перехода к консолидированным, иначе, к клиент-серверным технологиям на основе терминалов.
Технология «тонких клиентов» начала завоевание мира во второй половине
90-х гг., и к концу прошлого века все компании из Fortune 100 уже использовали ее. Хотя сама идея доступа к серверу появилась раньше знакомых всем персональных компьютеров. Когда никто еще не помышлял об оснащении компьютером каждого рабочего места и машинное время приходилось делить по очереди, были придуманы терминалы, с которых можно было только задавать вопросы ЭВМ и получать ответы.
«Тонкий клиент», если говорить упрощенно, — маломощный компьютер, предоставляющий все вычисления серверу. Сам он только отображает полученную информацию и передает на сервер данные о нажатии клавиш и движении мыши. Исключение из конструкции мощного процессора и жесткого диска дает возможность избавиться от движущихся частей, снизить шум, вибрацию, энергопотребление. Это делает технику значительно более надежной. Как утверждают в Wyse Technology (мировой лидер в создании «тонких клиентов»), наработка на отказ1 подобного оборудования составляет 170 тыс. ч, для персональных компьютеров этот параметр обычно 20-40 тыс. ч, то есть 19 лет против 4. «Тонкие клиенты» даже включаются быстрее — время запуска терминала Windows около 16 с, а ПК загружается в среднем в течение 150 с в зависимости от мощности процессора. Некоторые производители, такие как Sun, интегрируют модули «тонких клиентов» прямо в мониторы, сохраняя рабочее пространство. Но даже отдельные системные блоки, созданные по такой технологии, занимают в разы меньше места, чем традиционные десктопы. Информационной инфраструктурой, работающей на базе «тонких клиентов», значительно легче управлять: все программное обеспечение стоит на сервере и администраторам нет необходимости настраивать каждый компьютер в отдельности — все делается централизованно. Это не только экономит время, но и повышает уровень безопасности — вынести информацию с «тонкого клиента» без разрешения сервера невозможно по определению. Но, пожалуй, одно из главных достоинств «тонкого клиента» — его заточенность под потребности пользователя. Бизнес, как утверждает Джек Траут, это война. И любой генерал скажет, что ценность солдата определяется не способностью рассуждать, а умением быстро и точно выполнять приказ офицера. Компьютер должен обеспечивать решение именно тех задач, которые определены рамками полномочий сотрудника. Однако современные компьютеры дают массу возможностей заниматься чем угодно, кроме работы. За счет управления «тонким клиентом» с сервера подобная ситуация практически исключена.
Философия для масс
Несмотря на явные преимущества, революции в оснащении российских офисов не происходит, хотя популярность терминальных решений постоянно растет. Если еще два года назад практически никто в городе не торговал «тонкими клиентами» и не производил их, то сейчас есть и те, и другие. На рынке в основном представлены «тонкие клиенты» западных вендоров — НР, Sun, Fujitsu-Siemens. Отечественные «тонкие клиенты» отвоевывают место под солнцем, и делают их не только в Москве, но и в Екатеринбурге. Андрей Макаравичус, менеджер по маркетингу Уральского завода вычислительной техники: Мы начали производить «тонких клиентов» примерно полтора года назад. Это небольшой сегмент компьютерного рынка. Сейчас доля подобных устройств не превышает 1,5% от общего числа выпускаемых компьютеров. В мире этот показатель больше — там не боятся тратить деньги на специализированный софт2.
Среагировали на появление спроса и продавцы. Сергей Крашкин, руководитель направления Kraftway компании «АСМ»: Рынок «тонких клиентов» растет. В прошлом году мы подобную технику вообще не продавали, да и сейчас ее специально не продвигаем — покупатели (разноплановые компании) сами приходят и спрашивают. Рост рынка стимулируют несколько факторов. Во-первых, увеличивается число компаний, использующих корпоративную систему как основную среду для работы, а практически все КИС хорошо приспособлены для работы в терминальном режиме. Во-вторых, уже почти везде создана IT-инфраструктура — теперь ею надо как-то управлять, обновлять ее, защищать от вторжений. В-третьих, постоянно растут гигиенические требования к технике — производители борются за снижение акустического шума и электромагнитных излучений. По всем этим показателям «тонкие клиенты» могут дать фору любому персональному компьютеру. Терминалы всегда лучше смотрятся там, где важны представительские функции. Активно используют «тонких клиентов» банки, страховые компании, учебные центры.
Вместе с тем есть факторы, сдерживающие рост рынка. Как считает Юрий Гусаков, коммерческий директор компании «Крок Урал», этой технологии мешает инертность мышления IT-менеджмента и трудоемкость полного перехода на систему, основанную на «тонких клиентах». Хотя, убежден Константин Соколов, специалист по продажам компании
«Ю-Ти-Ай», запустить терминальный режим в тестовую эксплуатацию под силу любому системному администратору.
Но есть и некоторые другие факторы. У нас до сих пор при выборе того или иного продукта чаще считают не стоимость владения за несколько лет, а первоначальные вложения в систему. У «тонких клиентов» они оказываются выше за счет дополнительных затрат на специальное серверное ПО для организации работы в терминальном режиме. Да и сами терминалы на поверку выходят не намного дешевле персональных компьютеров. Средняя стоимость «тонкого клиента» колеблется от $300 до $400, что вполне сопоставимо с ценой компьютера начального уровня. Но необходимо учесть, что у системы, построенной на философии терминального доступа, выше требования к серверу, а значит, и вложения в него. Константин Соколов: Объединение «тонких клиентов» выгоднее применять при распределенной сети — сервер в центральном офисе и терминалы по городу. Для этого достаточно канала чуть лучше dial-up, трафик «тонкие клиенты» создают небольшой, и администратору ездить не надо. Кроме того, консолидация вычислений на сервере позволяет поднять производительность всей системы.
С другой стороны, стоимость владения «тонкими клиентами» — вопрос достаточно сложный и однозначного ответа не имеющий — очень сильно все зависит от конкретных бизнес-задач, которые решаются в системе. По расчетам московских компаний — производителей терминалов, стоимость владения парком из 50 «тонких клиентов» в первый год будет наполовину меньше, чем у сети ПК, с учетом затрат на модернизацию, простои, техобслуживание и т.д.
Правда, пока «тонкие клиенты» конкурируют на рынке не столько с последними достижениями из мира ПК, сколько со старым компьютерным парком. Любой «древний» компьютер, которого с трудом хватает на MS Word, работая в терминальном режиме, позволит получить доступ к самым большим базам данных и «тяжелым» приложениям, ведь обсчитывать все за него будет сервер.
Развитие рынка «тонких клиентов» как отдельного класса оборудования тормозит и то, что концепция терминального доступа распространяется отдельно от самих терминалов. Евгений Шароварин, директор группы компаний «АСК»: В России эта технология нередко не связана с приобретением самого оборудования. Концепция состоит в том, что вы переносите вычисления на центральную машину. В качестве терминального оборудования вы можете использовать все что угодно — стандартный компьютер или специальный терминал. Именно так поступили в «Ас-Бюро». Игорь Карпенко, заместитель директора по информационным технологиям компании «Ас-Бюро»: Чаще всего эта технология используется при работе с 1С, но у нас очень жесткие требования к скорости, поэтому в чистом виде она нам не подходит. Зато у нас в терминальном режиме работают карманные компьютеры — ими оснащены сотрудники склада.
В ближайшей перспективе, по оценкам экспертов, «тонкие клиенты» не будут представлять существенной угрозы для привычных ПК. Но со временем, когда компании все больше начнут задумываться над стоимостью владения IT-инфраструктурой и проблемами управления, спрос на подобные системы станет расти.
Обратная связь:
silantev@apress.ru
14 ножей в спину противника «тонких клиентов»
1. Терминалами могут служить практически любые компьютеры, вплоть до класса 286/386/486.
2. Уменьшается стоимость рабочего места, только на серверах приложений нужны дисководы, винчестеры, большие объемы памяти и так далее.
3. Значительно снижаются расходы на администрирование, приобретение и обновление программного обеспечения. Так как ПО устанавливается и обновляется только на серверах приложений, то сокращается стоимость лицензий и уменьшается стоимость администрирования.
4. Большая скорость работы с дисками.
5. Существенная экономия памяти: код программы не дублируется при вызове второй копии.
6. Большая безопасность: Администратор может посмотреть, чем занимаются сотрудники, а так как обычно клиентов не оборудуют ни дисководами, ни винчестерами — уменьшается вероятность хищения информации.
7. Потеря терминала — это потеря именно терминала, а никак не данных или всей предыдущей работы.
8. Сотрудники могут быть по-настоящему мобильны: для того чтобы получить доступ к информации, не нужно обращаться к удаленной станции. Вся информация может быть получена как общий дисковый ресурс.
9. Более удобное обеспечение совместной работы сотрудников со своего терминала.
10. Терминал может работать под любой операционной системой.
11. Средний трафик между клиентами и серверами редко превышает 100 Кбайт/с. Это значение может быть намного меньше, чем трафик запросов/ответов в больших базах данных. Можно сэкономить, если вы используете коммерческое подключение к вашим удаленным базам данных.
12. Асимметричность трафика: клиенты обыкновенно посылают серверам в 10-15 раз меньше трафика, чем возвращают им серверы приложений.
13. Терминалы не нуждаются в улучшении технических характеристик, а проще говоря — в апгрейде (и могут также не подвергаться моральной амортизации).
14. На одном терминале можно одновременно запустить приложения нескольких операционных систем.
5 ложек дегтя в бочку меда «тонких клиентов»
1. Потеря сервера приложений может оказать очень большое влияние на решение задач, причем, возможно, для всех сотрудников.
2. Трафик внутри сети может оказаться очень большим, возможно, придется делить сеть на сегменты.
3. Трафик от серверов к клиентам может быть слишком большим, неприемлемым для передачи по модемным каналам или Internet.
4. К сожалению, приложения, активно использующие видео, требуют мощных сетей: минимальные характеристики — 100 Мбит/с.
5. Не все программные продукты могут быть адаптированы для работы в терминальном режиме.