Меню

ТОП-30 популярных франшиз 2015 года возглавили 1С и «Консультант Плюс»

РБК составил рейтинг из 30-ти самых популярных франшиз 2015 года. Лидером стала 1С Бориса Нуралиева, одна из старейших франшиз страны. В целом в кризис популярность франшиз заметно растет.

В кризис франшиза – это популярное решение, так как компании получают возможность развиваться без больших инвестиций, а франчайзи снижают свои риски, пишет РБК.

Кризис – время франшиз

«Кризис — отличное время начать франчайзинговый бизнес. С одной стороны, кто-то теряет работу, а кто-то не видит перспектив у своего бизнеса и ищет новую сферу применения сил. С другой стороны, франчайзи стало проще договариваться с владельцами недвижимости, искать сотрудников. Спрос на франшизы растет», — рассказывает основатель сети «Додо Пицца» (8-е место в рейтинге) Федор Овчинников.

Юрий Михайличенко, исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга, рассказывает, что в 2015 году российский рынок франшиз вырос на 15% (ассоциация опросила представителей около 70 ключевых франчайзинговых сетей, насколько у их партнеров увеличилось количество заведений).

Нина Семина, гендиректор компании «Франкон», говорит, что многие бренды, которые до кризиса не рассматривали франчайзинг как стратегию развития бизнеса и открывали только собственные точки, сейчас запускают франчайзинговые сети. В качестве показательного примера она приводит McDonald's, который работает по франчайзингу во всем мире, а в России до недавнего времени открывал только собственные заведения, не доверяя российским предпринимателям.

Однако прошлым летом сеть все же продала свою первую российскую франшизу, передав кемеровскому ООО «Гид» право открывать рестораны сети в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях и на Алтае. В интервью Forbes президент McDonald's в России Хамзат Хасбулатов заявил, что будет привлекать новых франчайзи: в 2016 году компания рассчитывает открыть 60 новых ресторанов, в том числе вместе с партнерами.

Появляются на рынке и не такие именитые новички. Так, весной 2016 года стартовали продажи франшизы одежной сети Fashion House, сети магазинов электронных сигарет Vape Flava, букмекерской конторы FonBet, интернет-афиши TimeOut, сети магазинов дизайнера Беллы Потемкиной; на стадии запуска франшизы скидочного сервиса Biglion, такси 2412 и другие.

Сеть магазинов товаров по одной цене «Заодно», совладельцем которой летом прошлого года стал Владимир Потанин, запустила программу франчайзинга в декабре 2015 года.

«У нас антикризисное предложение, а быстро открывать магазины по всей стране своими силами невозможно», — поясняет директор по франчайзингу сети Дмитрий Першиков. Весной у сети из более чем 70 магазинов появилось уже шесть франчайзи.

ТОП-30 франшиз России 2015

Источник: РБК

Новенькие и старенькие на рынке

Эксперты портала Franshiza.ru относят к самым конкурентным сегментам рынка сферу общественного питания и медицинские услуги. Но франчайзи в этих сегментах, несмотря на огромную конкуренцию, активно развиваются. Так, в топ-10 рейтинга попали крупные сети медицинских центров «Инвитро» и «Гемотест лаборатория», кафе Subway и «33 пингвина».

Однако первые места в рейтинге заняли иные сферы: разработчик и продавец ПО «», справочная система «Консультант Плюс» и сеть магазинов косметики Yves Rocher. Все эти компании представлены в России с начаала 90-х, у них большие партнерские сети и проверенные бизнес-модели. Однако есть и другая сторона у популярности – это сильная конкуренция между франчайзи. Основатель 1С Борис Нуралиев признает, что компания не форсирует появление новых партнеров:

«Мы занимаем довольно большую часть рынка, и конкуренция здесь как соль в супе: чтобы суп был съедобный, ее должно быть не слишком много и не слишком мало».

Первая десятка: бухгалтерия, косметика и шины

В первую десятку попали и более молодые компании. Так, предприниматель из Сыктывкара Федор Овчинников открыл первую пиццерию «Додо Пицца» в 2011 году, а франчайзинг начал развивать только в 2013-м. Сейчас в сети уже более 100 пиццерий, которые работают в России, Литве, Эстонии, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Румынии, США. На конкурентном и насыщенном рынке общепита Овчинников предложил своим франчайзи облачную информационную систему «Додо ИС», которая позволяет автоматизировать бизнес пиццерии.

Франчайзеры работают над тем, чтобы франшиза и ее условия были максимально адаптированы к кризисным временам. Так, Fashion House отдает одежду на реализацию, а предпринимали экономят на оборотном капитале. Многие снижают первоначальные взносы, начинают продавать франшизы в небольшие города России и страны СНГ.

«Можно говорить о том, что рынок франчайзинга сейчас - это рынок покупателей франшиз, именно они диктуют условия. Как правило, потенциальные предприниматели оставляют несколько заявок на конкурентные франшизы и долго выбирают лучшие предложения, уговаривая на скидки и лучшие условия», — говорит Нина Семина.

При этом понятие «франчайзинг» в российском законодательстве отсутствует. Для создания франчайзинговых сетей используются разные юридические формы — агентские и лицензионные соглашения, договоры поставки и многое другое. Единственный формат, юридически идентичный договору франчайзинга в зарубежных странах, — договор коммерческой концессии (ДКК). Он наиболее широко и подробно регулирует отношения франчайзера и франчайзи, защищает интересы обеих сторон, позволяет передать целый комплекс исключительных прав, а также установить возможность определенных ограничений (например, по ценам и конкуренции).

Нина Семина предполагает, что ДКК охватывают порядка 50% рынка франшиз, но только их можно называть «чистым франчайзингом».

«Если компания хочет развивать франчайзинговый бизнес всерьез, рано или поздно она начинает использовать ДКК», — согласна руководитель правового департамента компании «Делошоп» (разрабатывает и продает франшизы) Лариса Матюшенкова.

Отметим, из крупных сетей в рейтинг не вошли франчайзи сотовых операторов. По словам руководителя направления франчайзинга и развития дилеров Tele2 Николай Колесников, в случае использования ДКК бизнесмен должен закупать сим-карты и продавать их от своего имени, а это невозможно: право оказывать услуги связи имеют только сотовые операторы. Из-за этого телеком-компании используют агентские соглашения.