«Вы удивитесь, но теперь бизнесу нужны совсем другие деньги. Это новые люди и новые стандарты». Эксперты опросили предпринимателей и выделили лучшие направления для вложений по итогам 2017 г.
По результатам опроса, проведенного в декабре 2017-январе 2018 г. экспертами Клуба HR-mnenie совместно со специалистами Уральского государственного экономического университета, количество предпринимателей, готовых открыть новый бизнес в Екатеринбурге, выросло более чем на 40% по сравнению с прошлым годом. Причем больше половины из них уже имели опыт открытия компаний в прошлом: у примерно 60% ответивших положительно на вопрос о готовности открыть новый бизнес уже есть действующая компания. Всего в опросе приняли участие более 1000 представителей компаний малого и среднего бизнеса с численностью персонала от 50 до 300 человек.
У меня и моих знакомых есть четкое ощущение позитивных перспектив. Несмотря на все сложности, которыми нас пугают, я уверен, что 2017 год был отличным временем для запуска новых проектов. Например, мы с компаньонами в 2014 г. открыли небольшую торговую фирму, которая занимается поставками одежды, и в 2018 г. собираемся запустить второй бизнес, рассчитанный на смежный рынок: обувь и аксессуары к ней. Несколько моих друзей занимаются кто — производством, кто — розничной торговлей, и большая часть либо расширила свою компанию в минувшем году, либо планирует это сделать в наступившем, — рассказывает Илья Бекметов, совладелец компании «ЭверДжинс».
В рамках исследования выявлялась не только готовность открыть новый бизнес в принципе, но и то, какие направления (рынки и сферы деятельности) уральские предприниматели считают наиболее перспективными для инвестиций. Их можно объединить в четыре группы:
-
Интернет-торговля ТНП
-
Транспортные услуги
-
Организация общественного питания
-
Бытовые сервисы для населения
Напомним, для сравнения, в 2016 г. новые уральские предприниматели преимущественно открывали точки общепита, занимались сельским хозяйством, создавали высокотехнологичные предприятия. А, к примеру, в 2015 г. в этот список также входили хостелы и автомойки. При этом наблюдались отличия в ситуации по Екатеринбургу и по Свердловской области. По информации отчета Kartoteka.ru, в Свердловской области, к примеру, чаще в 2016 г. закрывались компании, занимающиеся розничной торговлей, в Екатеринбурге, наоборот, больше закрывалось юрлиц, занимающихся оптом. Также сокращается число компаний, занимающихся продажей автомобилей или автозапчастей. Чаще стали закрываться компании по производству мебели, салоны красоты, магазины одежды, такси.
При этом сохраняется тенденция к относительно невысокой прибыльности новых бизнесов: участники исследования отмечают, что многие из них уже владели бизнесами до 2015 г. и наблюдают падение средних показателей прибыльности в своих проектах примерно на 30%.
Вы удивитесь, но теперь бизнесу нужны совсем другие деньги. Это новые люди и новые стандарты. Как ни странно это прозвучит, дело не в деньгах как таковых, а в том, что именно предприниматели реально хотят и готовы открывать компании, чтобы реализовать свой потенциал. Конечно, они хотят зарабатывать. Но это уже другое поколение людей. В СМИ сейчас много публикуется материалов о том, что кто-то что-то продал, уехал из Екатеринбурга, ему надоело заниматься бизнесом, его что-то разочаровало и т.п. Полагаю, просто из активной деятельности уходит предыдущее поколение, у которого были другие стандарты и понимание, сколько им должен приносить бизнес, что такое «хорошая прибыль». А на смену приходят новые люди, которым 25-30 лет и которые готовы сейчас вкалывать ради интересных идей и приемлемого заработка. Все больше таких, для кого лучше 100 тыс. руб. в месяц от своего бизнеса, чем 200-300 тыс. в качестве зарплаты топа, — полагает Иван Любимов, старший аналитик компании IQ Events.
Оптимизм уральского бизнеса демонстрирует и динамика показателя готовности компаний малого и среднего бизнеса вкладывать прибыль в реальный сектор экономики. Если, к примеру, в 2013 г., до нового витка кризиса, более 64% предпринимателей Екатеринбурга, по данным компании IQ Events, готовы были вкладываться в реальный сектор, то по итогам самого тяжелого 2015 г. этот показатель упал ниже 35%. И вот в конце 2017 г. он вновь ощутимо вырос и достиг 60%.
Нельзя сказать, что региональный сектор полностью вернул доверие предпринимателей — в производство, например, все также многие вкладывать не рискуют. Я сам, когда выбирал направление для инвестиций, отказался от идеи вкладываться в производство мебели. Хотя бизнес-проект был очень перспективным. Просто пару лет назад, после резкого спада, деньги, если они не инвестировались в действующий бизнес, казалось правильным держать в чем-то более консервативном. Например, в недвижимости. Теперь, мне кажется, пора как-то более интересно использовать ресурсы, — полагает Никита Щетинин, совладелец транспортной компании, один из участников исследования.
Интересно отметить, что на этом фоне в Свердловской области отмечается снижение негативного отношения предпринимателей к проверкам, которые госорганы проводят на предприятиях региона. Хотя жалоб все еще много, наметилась тенденция к их снижению.
Эксперты связывают это с реформой контрольно-надзорной системы на Среднем Урале. Уже сейчас видно, что количество жалоб и обращений по поводу проведения проверок снизилось не менее чем на 10 %. Схожая ситуация и в Роспотребнадзоре — за прошлый год в органы защиты прав предпринимателей поступило больше тысячи жалоб, однако это в разы меньше, чем по итогам 2016 г.
Основные векторы реформы — профилактическая и методическая функция в ходе проведения проверок. Эта мера ответственности впервые применяется как предупреждение, а не как штрафы. Одна из причин — реализация этой реформы, — отметила по итогам своего отчета за 2017 г. Елена Артюх, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области.