В январе этого года инфляция в годовом выражении замедлилась до 9,8%, в декабре этот показатель был выше на 3,1%. Однако в месячном выражении инфляция ускорилась: 1% против 0,8%.
В России фиксируется общее снижение темпов роста инфляции, но многие группы товаров при этом дорожают, и вряд ли в скором времени эта тенденция изменится. «Секрет фирмы» рассказал, цена на какие продукты вырастет в скором времени.
1. Молоко
Цены на все молочные продукты в России поднимутся на 15-20%. При этом молоко вырастет в цене на 5-7%, кисломолочные продукты на 10-15%, сметана и творог на 15%, сыр и сливочное масло – на 15-20%. Такие прогнозы дает генеральный директор Petrova 5 Consulting и эксперт по молочному рынку Марина Петрова.
«Первого всплеска цен на молочные продукты можно ожидать уже в марте-апреле, и он, в большей степени, будет связан с сезонным снижением производства молока, а следующий виток цен мы увидим в августе-сентябре», — прогнозирует эксперт.
Цена даже российских молочных продуктов зависит от курса валют, так как для их изготовления нужно использовать импортные компоненты: оборудование, ветеринарные препараты, корма для коров, закваски, упаковочные материалы и так далее.
Петрова отмечает, что сейчас производители используют прошлогодние запасы сырья, но вскоре они закончатся и нужно будет делать новые закупки. Кроме того, на цену влияет сокращение поголовья крупного рогатого скота в России — из-за кризиса фермерам проще забить корову, чем использовать ее для производства молока.
2. Сладости
Из-за падения курса рубля в 2015 году кондитерские изделия подорожали на 25%. Президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев считает, что в этом году цены станут выше еще на 15%.
«Речь идет о продуктах, содержащих какао и импортное сухое молоко. В случае с шоколадом полное импортозамещение невозможно, поскольку какао-бобы не растут в России», — поясняет он.
Фабрика «Победа» уже подняла цены на 7,5% в начале февраля, теперь предприятие постарается сдержать цены, так как явно видна ограниченная покупательская способность.
Напомним, некоторое время назад правительство предложило ввести акциз на ряд новых продуктов, в том числе – на пальмовое масло. Это может привести к росту цен на сладости до 30%. Виталий Муравьев считает, что акциз приведет к удорожанию конфет и шоколада с начинкой, так как для ее производства используется такое масло, а также недорого шоколада. Эти ограничения негативно повлияют на экспорт кондитерских изделий из России, который недавно начал расти.
3. Шубы
Стоимость шуб в 2016 году, по мнению экспертов, увеличится на 200%. В этом уверен руководитель отдела маркетинга группы компаний «Пилот» Артем Соковцев. К такому огромному росту цен приведет сразу три обстоятельства.
Первое, что сыграет свою роль, будет девальвация рубля. Примерно половина реализуемых в России шуб — импортные, вторая же половина напрямую зависит от ввоза сырья, расходных материалов и оснащения фабрик.
«Девальвация никого не оставит в стороне. На сегодня она составляет 170%, если считать от 1 января 2015 года к доллару США», — поясняет Соковцев.
Второй пункт – это то, что c 1 апреля в странах Евразийского экономического союза запускается пилотный проект по единой маркировке изделий из натурального меха. Теперь все шубы будут чипировать RFID-метками (Radio Frequency Identification — система радиочастотной идентификации), что скажется на тратах производителей.
В третьих, по закону теперь требуется автоматизация учета и движения меховых изделий. Технические требования пока непонятны, в частности, то, через какие программы будет производиться отслеживание, каким образом будут передаваться данные, на каких этапах, кто будет оператором системы. Это увеличит цену на шубы на 1-2%.
«Шуба, стоившая 33 000 рублей на 1 января 2015 года, в 2016-м будет стоить порядка 100 000. Конечно, складские запасы, сезонные распродажи, договора с ценовой защитой частично нивелируют столь стремительный взлет цен, но со временем экономика возьмет свое», — заключает Соковцев.
4. Алкоголь
С января этого года производители крепких напитков России обязаны фиксировать в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) отгрузку каждой партии алкоголя, а розничные магазины, рестораны, кафе — прием товара на склад.
Эксперт «СКБ Контур» Дмитрий Хомутинин говорит, что эта реформа приведет к повышению цен на алкоголь. Большая часть алкогольных напитков увеличится на 10-15%, при этом сильнее всего подорожает вино, считает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.
«Большая часть контрафактного алкоголя разливалась там же, где легальный, но с незарегистрированными акцизными марками, а теперь оптовики, которые уже перешли на работу с ЕГАИС, больше не смогут закупать такой алкоголь», — говорит Хомутинин.
В сегодняшних условиях производители повысят отпускные цены, чтобы компенсировать акцизный налог и сохранить уровень доходов. Кроме того, теперь все магазины должны будут платить за свое подключение в ЕГАИС, им нужно будет покупать специальный сертификат электронной подписи, оборудование и программное обеспечение для каждой торговой точки. Владельцы магазинов наверняка заложат все эти траты в стоимость товара.
5. Лекарства
Около 70% всех лекарств, которые продаются в России, импортируются в страну в готовом виде или в виде субстанции. И это приведет к новому витку цен на них.
«В ближайшее время можно ожидать роста цен в пределах 5–12% на препараты из списка жизненно необходимых и важнейших лекарств (их стоимость регулируется государством. — Прим. Секрета). Это коснется тех препаратов, розничные цены на которые ещё не достигли максимально разрешенного законом уровня: у ряда дорогостоящих импортных медикаментов из списка ещё остаётся некоторый запас роста», — говорит руководитель практики по работе с компаниями сферы здравоохранения и фармацевтики КПМГ в России и СНГ Виктория Самсонова.
Эксперт полагает, что заграничные препараты, цену на которые регулирует государство, могут подорожать на 20–25%. В первом квартале года рост будет несильным, но, когда запасы уже закупленных лекарств закончатся, импортеры поднимут цены.
«Конечно, следует принимать во внимание и ограничение рынка — пределы, в которых покупатели готовы платить за дорогостоящие лекарства», — продолжает Самсонова.
По оценкам КПМГ, сейчас покупательская способность населения еще позволяет поднимать цены на лекарства, a это означает, что производители и импортеры, в портфеле которых соотношение регулируемых и нерегулируемых препаратов сбалансировано, смогут еще некоторое время поддерживать прибыльность за счет повышения цен на лекарства не из списка жизненно необходимых.
Дешевые препараты, уверена эксперт, начали исчезать из аптек уже в 2015 году, так как их производство и продажа все менее выгодны. Такое движение продолжится и в этом году, причем некоторые зарубежные производители могут сократить свое присутствие на российском рынке. С падением прибыльности будут мириться только те фирмы, для которых Россия – стратегический рынок.
Читайте также: Советы от экспертов: как пережить кризис со светлой головой и деньгами в кармане