Число бизнесов в Свердловской области растет, но средняя прибыльность упала почти на 40%. Эксперты опросили предпринимателей и выделили ТОП-5 бизнесов по прибыльности по итогам первой половины 2016 г.
По итогам 2015 г. в Свердловской области стало на 4 тыс. бизнесов больше. Об этом свидетельствуют данные правительства Свердловской области.
Новые уральские предприниматели преимущественно открывают точки общепита, занимаются сельским хозяйством, создают высокотехнологичные предприятия и сервисные компании. При этом наблюдаются отличия в ситуации по Екатеринбург и по Свердловской области. По информации отчета Kartoteka.ru, в Свердловской области, к примеру, чаще закрывались компании, занимающиеся розничной торговлей, в Екатеринбурге, наоборот, больше закрывалось юрлиц, занимающихся оптом. Также сокращается число компаний, занимающихся продажей автомобилей или автозапчастей. Чаще стали закрываться компании по производству мебели, салоны красоты, магазины одежды, такси.
С помощью результатов исследования, которое было проведено компанией «Фортуна» в Екатеринбурге в июле 2016 г., удалось дополнить картину открытий и закрытий бизнесов данными о том, какие направления оказались наиболее прибыльными за последнее время.
По итогам опросов примерно 900 предпринимателей, открывших новые бизнесы в 2015 г., наиболее прибыльными оказались компании, оказывающие услуги по розничной продаже товаров народного потребления (ТНП) населению. Замыкает тройку лидеров — пищевое производство. Стоит уточнить, что из исследования были исключены компании, которые занимаются исключительно оптовой перепродажей. Полный список наиболее прибыльных видов бизнеса по итогам анализа их деятельности в первой половине 2016 г. выглядит так:
- Розничная продажа ТНП
- Транспортные услуги
- Сервисы по ремонту бытовой техники
- Магазины по продаже продуктов
- Производство продуктов питания
Для сравнения: в 2015 г. в этот список также входили хостелы и автомойки. Кроме того, эксперты говорят о положительной динамике в нынешнем году у тех отраслей малого и среднего бизнеса, которые в последние годы не подвергались спаду (например, ИТ-сектор и все связанное с ним). При этом участники исследования отмечают, что многие из них уже владели бизнесами до 2015 г., и наблюдают падение средних показателей прибыльности в своих проектах примерно на 35-40%.
«У нас в городе сейчас есть два направления: открываем несколько небольших не капиталоемких бизнесов вроде интернет-магазинов недорогой одежды, и отдельно запускаем производство комплектующих для мебели. При этом первая группа показывает прибыль уже через год или год с небольшим, а мебельное производство окупаться будет не менее чем 3-4 года, но мы с партнерами к этому готовы», — рассказывает предприниматель Николай Щетинин, один из участников исследования.
Интересно отметить, что если по показателям прибыльности за полгода продуктовый магазин оказался всего на четвертом месте, то по показателям окупаемости — на первом (примерно 1 год и 10 месяцев).
«Традиционно быстрее всего окупаются, конечно, интернет-магазины, но в этой среде очень высока конкуренция. И если отсечь те бизнесы, которые не имеют ничего, кроме сайта, а взять те, которые продают через интернет, но занимаются еще и полноценной логистиской и закупками для продаж с хорошим запасом на складах, то получится, что тут срок окупаемости заметно вырастет. В то время как продуктовый магазин при правильно выбранном ассортименте и трафике покупателей отбивает весьма быстро», — рассуждает Дмитрий Кононов, директор компании «Контур».
Отдельно стоит выделить еще два аспекта проблемы открытия новых бизнесов. По наблюдениям экспертов и самих предпринимателей наметились изменения в источниках финансирования малого бизнеса. Если в 2014 г. предприниматели, которым для старта проекта требовалась сумма менее 400 тыс. руб., в 35% случаев обращались в банки, а в остальных случаях использовали собственные средства, то весной 2016 г. их доля сократилась до 19%. А в случае если требуется финансирование до 1,5 млн руб., то в банки обращается уже менее 14% предпринимателей. При этом заметно возросла доля тех, кто использует частные заемные средства. По результатам опроса, более половины предпринимателей, которые только открывали свой бизнес в конце 2015 и начале 2016 гг.. с готовностью обращаются к частным лицам за заемными средствами.
Таким образом, ситуацию 2016 г. можно назвать настоящим ренессансом частного финансирования малого бизнеса. В чем причина подобного явления? По предварительным оценкам, сейчас в единую тенденцию соединились два явления: высокие процентные ставки и трудности с получением кредита для малого бизнеса с одной стороны, и снижение процентов по банковским депозитам в другой стороны. То есть владельцы новых проектов вынуждены обращаться к частным займам, в том время как частные инвесторы, разочаровавшись
— Для инвесторов с суммами депозитов от 5 млн руб. вариант вложить часть средств в малый бизнес является сейчас интересным предложением. Банки сейчас дают слишком маленькие процентные ставки и в качестве диверсификации, чтобы хоть как-то повысить доходность, люди готовы вкладывать суммы от 500 тыс. до 2 млн в небольшие бизнесы с понятной моделью и сроками окупаемости. Они, конечно, рискуют, но риск этот чаще всего уравновешен договоренностями о залогах в виде недвижимости или автотранспорта, — комментирует Иван Меньшов, частный финансовый консультант.
Другим важным аспектом является дефицит объективной маркетинговой информации. Нередко предприниматели опираются на непроверенные факты и неверно оценивают перспективы того или иного сегмента рынка. За последний год (с первой половины 2015 по первую половину 2016 гг..) в Екатеринбурге выросла доля бизнесов, которые не пережили первый год своей работы. Таковых было 45%, а стало 61% по данным компании «Фортуна», проводившей упоминавшееся выше исследование. В качестве причин закрытия бизнесов предприниматели указывали не столько проблемы с финансированием, сколько переоценку перспективы работы на выбранном рынке спустя 8-12 месяцев существования компании. Тем не менее, несмотря на этот фактор, за последние год-полтора немало на рынке Екатеринбурга и успешных проектов.
В частности, DK.RU весной 2016 г. несколько раз публиковал интервью с новоиспеченными предпринимателями, которые открыли свое дело в Екатеринбурге один-два года назад и уже добились успеха. История бренда «Король Орех» семьи Мальцевых или рыбная эко-лавка партнеров Евгения Костылева и Андрея Кудрявцева, созданный с нуля на Урале бренд косметики «Макошь» — яркие примеры проявления тенденции, о которой все чаще говорят в региональных деловых кругах. После 2014 г. в региональную деловую среду входит новая волна предпринимателей:
«Предприниматели не умеют ничего не делать, они даже в нынешней трудной обстановке начинают что-то новое. И это новое все чаще принципиально отличается от того, что они делали в прошлом. Мне кажется, сейчас время проектов «почему бы не попробовать». Здесь есть какое-то возвращение к истокам, к тому предпринимательству, когда бизнес был своим «делом», в котором глубоко разбираются, — отмечала Татьяна Ветлужских, основатель бренда «Мандрагора».