Меню

ТОП-5 наиболее прибыльных бизнесов в Екатеринбурге в первой половине 2016 г. ИССЛЕДОВАНИЕ

Число бизнесов в Свердловской области растет, но средняя прибыльность упала почти на 40%. Эксперты опросили предпринимателей и выделили ТОП-5 бизнесов по прибыльности по итогам первой половины 2016 г.

По итогам 2015 г. в Свердловской области стало на 4 тыс. бизнесов больше. Об этом свидетельствуют данные правительства Свердловской области.
 
Новые уральские предприниматели преимущественно открывают точки общепита, занимаются сельским хозяйством, создают высокотехнологичные предприятия и сервисные компании. При этом наблюдаются отличия в ситуации по Екатеринбург и по Свердловской области. По информации отчета Kartoteka.ru, в Свердловской области, к примеру, чаще  закрывались компании, занимающиеся розничной торговлей, в Екатеринбурге, наоборот, больше закрывалось юрлиц, занимающихся оптом. Также сокращается число компаний, занимающихся продажей автомобилей или автозапчастей. Чаще стали закрываться компании по производству мебели, салоны красоты, магазины одежды, такси. 

С помощью результатов исследования, которое было проведено компанией «Фортуна» в Екатеринбурге в июле 2016 г., удалось дополнить картину открытий и закрытий бизнесов данными о том, какие направления оказались наиболее прибыльными за последнее время.

По итогам опросов примерно 900 предпринимателей, открывших новые бизнесы в 2015 г., наиболее прибыльными оказались компании, оказывающие услуги по розничной продаже товаров народного потребления (ТНП) населению. Замыкает тройку лидеров — пищевое производство. Стоит уточнить, что из исследования были исключены компании, которые занимаются исключительно оптовой перепродажей. Полный список наиболее прибыльных видов бизнеса по итогам анализа их деятельности в первой половине 2016 г. выглядит так: 
 
  • Розничная продажа ТНП
  • Транспортные услуги
  • Сервисы по ремонту бытовой техники
  • Магазины по продаже продуктов
  • Производство продуктов питания
 
Для сравнения: в 2015 г. в этот список также входили хостелы и автомойки. Кроме того, эксперты говорят о положительной динамике в нынешнем году у тех отраслей малого и среднего бизнеса, которые в последние годы не подвергались спаду (например, ИТ-сектор и все связанное с ним). При этом участники исследования отмечают, что многие из них уже владели бизнесами до 2015 г., и наблюдают падение средних показателей прибыльности в своих проектах примерно на 35-40%.

«У нас в городе сейчас есть два направления: открываем несколько небольших не капиталоемких бизнесов вроде интернет-магазинов недорогой одежды, и отдельно запускаем производство комплектующих для мебели. При этом первая группа показывает прибыль уже через год или год с небольшим, а мебельное производство окупаться будет не менее чем 3-4 года, но мы с партнерами к этому готовы»,  рассказывает предприниматель Николай Щетинин, один из участников исследования.

Интересно отметить, что если по показателям прибыльности за полгода продуктовый магазин оказался всего на четвертом месте, то по показателям окупаемости  на первом (примерно 1 год и 10 месяцев).

«Традиционно быстрее всего окупаются, конечно, интернет-магазины, но в этой среде очень высока конкуренция. И если отсечь те бизнесы, которые не имеют ничего, кроме сайта, а взять те, которые продают через интернет, но занимаются еще и полноценной логистиской и закупками для продаж с хорошим запасом на складах, то получится, что тут срок окупаемости заметно вырастет. В то время как продуктовый магазин при правильно выбранном ассортименте и трафике покупателей отбивает весьма быстро», — рассуждает Дмитрий Кононов, директор компании «Контур».

Отдельно стоит выделить еще два аспекта проблемы открытия новых бизнесов. По наблюдениям экспертов и самих предпринимателей наметились изменения в источниках финансирования малого бизнеса. Если в 2014 г. предприниматели, которым для старта проекта требовалась сумма менее 400 тыс. руб., в 35% случаев обращались в банки, а в остальных случаях использовали собственные средства, то весной 2016 г. их доля сократилась до 19%. А в случае если требуется финансирование до 1,5 млн руб., то в банки обращается уже менее 14% предпринимателей. При этом заметно возросла доля тех, кто использует частные заемные средства. По результатам опроса, более половины предпринимателей, которые только открывали свой бизнес в конце 2015 и начале 2016 гг.. с готовностью обращаются к частным лицам за заемными средствами.

Таким образом, ситуацию 2016 г. можно назвать настоящим ренессансом частного финансирования малого бизнеса. В чем причина подобного явления? По предварительным оценкам, сейчас в единую тенденцию соединились два явления: высокие процентные ставки и трудности с получением кредита для малого бизнеса с одной стороны, и снижение процентов по банковским депозитам в другой стороны. То есть владельцы новых проектов вынуждены обращаться к частным займам, в том время как частные инвесторы, разочаровавшись

 Для инвесторов с суммами депозитов от 5 млн руб. вариант вложить часть средств в малый бизнес является сейчас интересным предложением. Банки сейчас дают слишком маленькие процентные ставки и в качестве диверсификации, чтобы хоть как-то повысить доходность, люди готовы вкладывать суммы от 500 тыс. до 2 млн в небольшие бизнесы с понятной моделью и сроками окупаемости. Они, конечно, рискуют, но риск этот чаще всего уравновешен договоренностями о залогах в виде недвижимости или автотранспорта,  комментирует Иван Меньшов, частный финансовый консультант.

Другим важным аспектом является дефицит объективной маркетинговой информации. Нередко предприниматели опираются на непроверенные факты и неверно оценивают перспективы того или иного сегмента рынка. За последний год (с первой половины 2015 по первую половину 2016 гг..) в Екатеринбурге выросла доля бизнесов, которые не пережили первый год своей работы. Таковых было 45%, а стало 61% по данным компании «Фортуна», проводившей упоминавшееся выше исследование. В качестве причин закрытия бизнесов предприниматели указывали не столько проблемы с финансированием, сколько переоценку перспективы работы на выбранном рынке спустя 8-12 месяцев существования компании. Тем не менее, несмотря на этот фактор, за последние год-полтора немало на рынке Екатеринбурга и успешных проектов. 
 
В частности, DK.RU весной 2016 г. несколько раз публиковал интервью с новоиспеченными предпринимателями, которые открыли свое дело в Екатеринбурге один-два года назад и уже добились успеха. История бренда «Король Орех» семьи Мальцевых или рыбная эко-лавка партнеров Евгения Костылева и Андрея Кудрявцева,  созданный с нуля на Урале бренд косметики «Макошь» — яркие примеры проявления тенденции, о которой все чаще говорят в региональных деловых кругах. После 2014 г. в региональную деловую среду входит новая волна предпринимателей:

«Предприниматели не умеют ничего не делать, они даже в нынешней трудной обстановке начинают что-то новое. И это новое все чаще принципиально отличается от того, что они делали в прошлом. Мне кажется, сейчас время проектов «почему бы не попробовать». Здесь есть какое-то возвращение к истокам, к тому предпринимательству, когда бизнес был своим «делом», в котором глубоко разбираются, — отмечала Татьяна Ветлужских, основатель бренда «Мандрагора».