Одним из самых популярных направлений бизнеса в 2015-2016 г.г. стало открытие точек общепита. Большинство из них, по данным NDP Group, работают по франшизе.
56% от общего количества заведений общепита открыто по франшизе. Журнал Forbes выбрал самые интересные и выгодные франшизы, которые раскрыли свои финансовые показатели. В рейтинг попали лишь те компании, количество закрытых точек которых не превысило 50% от открытых. Кроме того, франшизы оценивались по средней годовой выручке одной точки, по маржинальности и по соотношению прибыли и стартовых вложений.
1. Tea Funny
Первое заведение Tea Funny появилось в России в 2012 году. К маю 2016 года сеть разрослась уже на 211 точек. При этом показатель по закрытым заведениям весьма низок – из 51 точки, открытой в 2015 году, существование прекратили всего 6.
Необходимые стартовые инвестиции составляют 0,8 млн рублей. Представители компании «Ти Фанни Ворлд», отмечают: для открытия точки времени необходимо немного – всего 21 день. Франчайзи-новички освобождаются от выплаты роялти, а со второго года начинают отчислять компании 4% от оборота. При этом средняя прибыль одной точки на 2015 год составила 2,9 млн рублей.
«Ти Фанни Ворлд» занимается производством необычного напитка «баббл ти» - это охлажденный коктейль, изготовленный на основе чая, кофе или молока. Вся «фишка» напитка – в наполнителе. Стакан с чаем заполняется желеобразными шариками с соком.
Идея этого напитка зародилась в Европе, а в нашу страну ее привезли Леонид Шляховер, менеджер группы «Тату» и исполнительный директор московского «Евровидения», и Дмитрий Фельдман, акционер немецкой Rusmedia Group.
Вместе они решили вложить несколько сотен тысяч долларов в создание сети точек, торгующих bubble tea. Франчайзинговая программа Tea Funny стартовала в том же месяце. Первых желающих Шляховер и Фельдман нашли заранее среди знакомых рестораторов. За первые полгода было открыто четыре кафе, ставших экспериментальной площадкой для нововведений Tea Funny. Менялся дизайн торговых точек. Ассортимент разнообразили напитками на основе молока, кофе, свежевыжатых соков и смузи, добавили к ним йогурты и мороженое.
2. BurgerCLUB
BurgerCLUB специализируется на торговле бургерами, салатами и закусками. У франчайзи есть два варианта – открыть точку на фудкорте в торговом центре или же отдельное заведение. Второй вариант пока пользуется спросом больше. Стационарных точек среди общего количества порядка 65%.
Запуск франшизы BurgerCLUB в России датируется 2010 годом. По состоянию на май 2016 года в стране насчитывалось 133 франчайзинговых и 11 собственных точек. Из 28 открытых в 2015 году заведений закрылось всего 2. Стартовые инвестиции для открытия одной точки оцениваются в 3,2 млн рублей. Средняя выручка одного заведения составляет 2,75 млн рублей.
3. «Шоколадница»
«Шоколадницу» называют крупнейшей сетью кофеен в России. Два года назад компания полностью поглотила своего конкурента – сеть кофеен «Кофе Хауз». Партнеров консультируют по подбору помещения для кофейни, строительству и оформлению документации, помогают обучать персонал и консультируют по управлению и продвижению ресторана. «Шоколадница» рекомендует партнерам открывать кофейни в городском центре и на главных улицах, в крупных деловых и торгово-развлекательных центрах, а также в кинотеатрах и аэропортах. Роялти составляет 7% от товарного оборота.
Запуск франшизы в России произошел в 2008 году. По состоянию на май 2016 года в стране насчитывается 315 собственных и 92 франчайзинговых точек. Из открытых 25 заведений в мае 2015 года закрылось всего одно. Необходимые стартовые инвестиции оцениваются в 14 млн рублей. Средняя прибыль одной точки в 2015 году составляет 4,8 млн рублей.
Стоит отметить, «Шоколадница» - универсальное заведение как для людей, принадлежащих к бизнес-сфере, так и студентов. Днем в большинстве своем посетителями кофейни являются как раз люди бизнеса, которые проводят там деловые встречи. Вечером залы заполняются молодежью.
Бренд родом из Вены появился в стране в 2008 году. В то же время были запущены первые собственные кофейни сети. Сейчас, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, кафе открыты еще в 18 российских городах от Калининграда до Иркутска. Партнер может запустить полноценную кофейню или выбрать формат Corner, рассчитанный на продажу кофе с собой. Пока такие кофейни представлены только в Москве, но инвестиции в их открытие существенно меньше – в 4,3 млн рублей.
Сеть активно развивается. По состоянию на май 2016 года франчайзинговых точек было открыто 50, собственных – 41. Из 14 запущенных кофеен в 2015 году существование прекратили шесть. Стартовые инвестиции в проект оцениваются в 12 млн рублей. При этом средняя прибыль одного заведения в 2015 году составила 6 млн рублей.
5. «Бодрый день»
Основатели микрокофеен Алексей Балкин и Александр Мачульский до запуска проекта работали барменами в Новосибирске. Глядя на то, как работают кофейни в городе, они все чаще задавались вопросом: почему нельзя сделать их более компактными, убрав кухню и большой штат персонала? Можно. Надо просто ужать большую кофейню в маленькую. Так и родилась идея «Бодрого дня».
Заведение специализируется на продаже кофе с собой и разнообразной выпечки. В самой компании говорят, что их формат «замечателен тем, что обладает хорошей рентабельностью при небольших вложениях». Партнеры получают кофе и расходные материалы с собственного склада компании. Обязательный роялти отсутствует, но есть опциональная регулярная плата за автоматизацию (2% от оборота) и другие маркетинговые взносы.
Между тем, стартовые инвестиции в проект действительно небольшие – порядка 0,5 млн рублей. Средняя прибыль одной точки по состоянию на 2015 год составила 0,6 млн рублей. При этом точки с кофе закрываются редко. Так, в 2015 году на 45 открытий пришлось всего 10 закрытий.