Меню

Топ уральского Сбербанка раскрыла секреты работы с бизнес-должниками

Ольга Никитина. Иллюстрация: Пресс-служба Уральского банка Сбербанка

Уральский банк Сбербанка в силу объемов своего бизнеса часто оказывается в центре скандалов, связанных с взысканием крупных корпоративных долгов. Как в высотке на Куйбышева решают подобные вопросы?

В числе истцов по искам о банкротстве Уральский банк Сбербанка возникает, пожалуй, чаще других кредитных структур. Агрофирма «Северная» основателя сети магазинов «Купец» Олега Хана (общая задолженность перед Сбербанком  1,2 млрд руб.), компания «Омега Спиритс Групп», контролировавшая сеть алкомаркетов «Магнум» (1,2 млрд руб.), холдинг Weda Fashion Group, в который входят Corteo Fashion Mall и «Покровский пассаж» (408 млн руб.)  сообщения о ходе взыскания этих долгов на протяжении нескольких лет привлекают внимание уральского бизнес-сообщества.
 
C 2013 г. количество должников Сбербанка, находящихся в банкротстве, выросло в три раза  с 47 до 161. Об этом в интервью интернет-газете Znak.com рассказала зампред Уральского банка Сбербанка Ольга Никитина. В банке она курирует вопросы безопасности и работы с просрочкой. Хотя по количеству громких банкротств может показаться, что Сбербанк только и ждет удобного случая, чтобы развалить бизнес должника с помощью суда, г-жа Никитина заявляет, что задача банка  не довести заемщика до банкротства, а урегулировать проблемный долг. 
 
«С теми заемщиками и бенефициарами должников, которые в случае финансовых трудностей идут в банк, мы чаще всего договариваемся, предоставляем реструктуризацию, заключаем мировые соглашения, — цитирует зампреда Znak.com. — И наши добросовестные должники, даже имеющие проблемы в бизнесе, до банкротства не доходят. К такому приходят чаще те, кто не имел цели рассчитываться с банком, не собирался ограничивать себя и отказываться от обычного образа жизни даже при наличии финансовых проблем». 
 
В подобных случаях банкротство не только дает инструменты для конвертации имущества должника в денежные средства, но и позволяет банку найти активы, которые должник пытается скрыть от кредитора.
 
«Процедура банкротства позволяет проверить легитимность тех сделок, которые были совершены в преддверии банкротства. Если за три года до банкротства что-то оформлялось в личную собственность, а потом было подарено, переведено на третьих лиц, сделки можно оспорить. Когда мы обсуждаем, идти ли нам на банкротство должника, мы оцениваем именно эту перспективу», — поясняет г-жа Никитина. Также запуск процедуры банкротства позволяет ввести в процесс взыскания арбитражного управляющего, который получает возможность запрашивать данные об имуществе должников в разных реестрах и может привлекать специалистов по поиску неучтенных активов за рубежом. 
 
Совсем по-другому обстоят дела с банкротством физлиц  к нему в Уральском банке Сбербанка подходят осторожно, потому что это крайне затратный процесс. Услуги управляющего по каждому такому делу обходятся в 10 тыс. руб. плюс еще порядка 100 тыс. руб. стоит набор необходимых экспертиз, запросов и оценок.
 
«Если мы понимаем, что наши затраты не окупятся, потому что если мы ничего не найдем и не сможем сделки оспорить и вернуть активы в конкурсную массу, то такая трата денежных средств бесполезна, — подчеркивает г-жа Никитина. — Поэтому мы применяем этот инструмент достаточно осторожно. В отношении наших должников возбуждено всего 23 дела о несостоятельности именно как граждан. Они являются поручителями по кредитам юридических лиц. Из этих дел только половина возбуждена самим Сбербанком, остальные  самими должниками и другими кредиторами. Для нашего объема бизнеса это немного».
 
Автор: Николай Ежов.