Меню

Свердловские хлебопеки выиграли спор с продуктовыми ритейлерами

Торговые сети больше не смогут возвращать хлебопекам непроданную продукцию с истекшим сроком годности. Новые санитарно-эпидемиологические требования этого не позволяют.

До сих пор магазины могли возвращать производителям хлебобулочных изделий продукцию, которую не сумели продать. По оценкам Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК), речь идет от 3 до 10% поставок, а иногда и о 20%.

«Это хлеб, который вылежал на полке свой срок годности, — поясняет Владилен Фуфаров, управляющий хлебомакаронным комбинатом СМАК. – Переработать его нельзя, можно только выбросить или передать на корм скоту. Получается, что мы отправляем на помойку каждую десятую булку хлеба, теряя при этом миллионы рублей. В масштабе страны это — миллиарды!»

В новых санитарно-эпидемиологических требованиях норма о возврате нереализованного хлеба производителю отсутствует. Хлебопеки считают этот шаг закономерным.

«Причина возврата — в том, что товароведы в торговых сетях ни за что не отвечают, — рассуждает г-н Фуфаров. — Они могут заказать любое количество хлеба, зная, что отдадут излишки обратно. Хотя прогнозировать спрос не так уже сложно — при трехдневном сроке годности мы поставляем свою продукцию в сети каждый день. Надо лишь правильно рассчитать потребность. В «Ашане» это делать умеют — магазины этой сети просроченный хлеб не возвращают».

Напомним, что борьба между хлебокомбинатами и ритейлерами из-за возврата продукции идет уже давно. В прошлом году представители хлебной отрасли, не верившие, что возможен полный запрет, обращались к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой ограничить возврат пятью процентами. Теперь они празднуют победу, но ритейлеры полагают, что эта радость преждевременна.

«Наша сеть никогда не злоупотребляла возможностью вернуть непроданный хлеб, — говорит Александр Райсих, гендиректор ТС «Звездный». — Магазины стараются к вечеру все распродать, однако часть продукции (у каждого поставщика — разная) остается на полках. Она не так велика, как принято говорить. И мы без страха делаем заказы, зная, что можем вернуть излишки. Теперь сотрудники, ответственные за закуп, начнут сокращать заявки. И не факт, что потери хлебозаводов будут меньше, чем сейчас при условии возврата». 

Российские хлебопеки в лице президента РОСПиК уже поблагодарили власть за заботу об отрасли, подчеркнув, что в кризис такой шаг важен как никогда.