Торговые центра в России и других странах мира теряют клиентов, закрываются и понемногу перестают быть такими, какими мы их привыкли видеть. В чем причины?
В 2013-2015 гг. в столичные ТЦ потеряли 28% своих клиентов, а в США, по данным аналитической компании Green Street Advisors, 15% американских торговых центров готовятся к закрытию или перевоплощению в нерозничное пространство в ближайшие восемь лет.
Эксперты интернет-журнала «Секрет фирмы» назвали 7 признаков «вымирания» торговых центров.
Доставка на дом предпочтительнее
Главная угроза для торговых центров - онлайн-ритейлеры Amazon и его конкуренты. Несмотря на то, что в мире продажи в магазинах пока выше, чем интернет-продажи, рост первых значительно медленнее, чем вторых. В России продажи через интернет-магазины выросли за 2014 год на 35%, до 560 млрд рублей. Соответственно, возросло и число покупателей: их стало на 37% больше (25,4 млн человек). Всего в 2014 году россияне потратили на покупки через интернет на 41% больше, чем годом ранее. В 2015 году доля онлайн-покупок в России составила 2,4%, а к 2018 году, по прогнозам, она вырастет до 3%.
Трафик после кризиса так и не поднялся
В кризисные 2008-2009-е и 2013-2014е гг. трафик розничных магазинов во всем мире заметно просел. В США он упал в 2008 году, во время финансового кризиса, но покупатели так и не вернулись в течение следующих лет. По данным исследовательской компании ShopperTrak, за три года, с 2010 по 2013 гг., поток покупателей в праздничные дни в американских ТЦ снизился на 50%. Если в 2006 году посетитель торгового центра заходил в пять магазинов, то сегодня — всего в три.
Крупные российские торговые центры тоже потеряли в 2013-2015 гг. более четверти (28%) клиентов. Основной причиной такого оттока стал кризис, но эксперты не исключают, что после нормализации российской экономики покупатели в ТЦ не вернутся, как это произошло в США.
Подростки в ТЦ не ходят
Торговые центры постепенно теряют статус места, в котором можно весело провести время с друзьями.
«Раньше было модно ходить в торговый центр и развлекаться там со своими друзьями. Понятия не имею, как это вообще могло быть модным», — заявила 18-летняя издательница журналов о модной культуре Оушен Плизант на нью-йоркской конференции Fashion Digital.
Миллениалы (поколение, родившееся после 1981 года) сейчас предпочитают хождению по торговым центрам онлайн-общение с друзьями в соцсетях. Один из пользователей платформы вопросов и ответов Quora высказал любопытное мнение на этот счет:
«Большинство охранников торговых центров испытывает неприязнь к большим компаниям подростков, считая, что они склонны к кражам и насилию. В результате их строгости более взрослые посетители получают удовольствие от покупок, но бизнес, охотящийся за подростками, не хочет открываться в моллах».
Новые ТЦ просто не открываются
С 2006 по 2014 гг. число новых торговых центров, открываемых в Штатах, упало на 87%, свидетельствуют данные исследовательской компании CoStar Group.
«С 2006 года мы не открыли ни одного отдельно стоящего торгового центра, занявшего существенную позицию на рынке. И это неудивительно. В будущем выживут лишь люксовые торговые центры, такие как Saks Fifth Avenue и Neiman Marcus. Они уже бросили свой якорь и могут выстоять. Центры среднего звена исчезнут из-за своей бессмысленности», — считает Говард Давидович.
Шоу-румы привлекательнее
Председатель гонконгской компании Lan Kwai Fong Group Аллан Земан считает, что в обозримом будущем большая часть розничных торговых точек превратится в шоу-румы. Посетители торговых центров любят рассматривать, выбирать и примерять одежду, но далеко не всегда покупают ее.
«Прямо в магазине покупатели проверяют онлайн, можно ли найти эту вещь где-то дешевле, и если да, то откладывают покупку до завтра», — объясняет Земан.
Эту привычку продавцам следует иметь в виду при открытии новых торговых точек и определении цен на товар. Также торговым центрам придется придумать способ, которым можно производить на покупателей неизгладимое впечатление.
«Сегодня поход в магазин становится для потребителя способом проведения досуга, и нужно учитывать и создавать такое пространство, которое будет вдохновлять на покупку», — считает гендиректор компании «Техносила» Илья Тимченко.
Лучше пойти в ресторан, чем в магазин
Раньше при строительстве ТЦ 70% помещений отдавалось под торговые площади, а 30% — под заведения общепита - кафе и рестораны. Чтобы сегодня подстроиться под новые требования покупателей, руководству торговых центров придется поменять эти пропорции местами, считает Аллан Земан: он уверен, что будущее торговых центров не за продажами, а за развлечениями.
«К счастью, людям все еще надо иногда выбираться из интернета, чтобы поесть и хорошо провести время, и ритейлу придется подстроиться под эти потребности», — говорит эксперт.
Страх терактов отпугивает людей
Избегать нахождения в общественных местах с большим количеством людей (и ТЦ в эту категорию, конечно же, входят) россияне стали в 2015 году. Причиной тому стали участившиеся теракты. По статистике, сегодня реже ходят в торговые центры более 20% россиян, а 3,9% и вовсе этого не делают. Еще 29,4% респондентов «думают о том, чтобы чаще пользоваться услугами интернет-торговли».
Результаты опросов показывают, что жители Москвы боятся терактов больше, чем жители других городов страны: там стали реже или вовсе перестали посещать ТЦ 30,9% жителей. В Петербурге показатели похожи - 28,2%.