Ритейлеры Екатеринбурга рассчитывают, что союз с производителями продуктов поможет им противостоять экспансии федеральных сетей. Их оппоненты указывают, что местным переработчикам не хватит ресурсов.
По словам Александра Оглоблина, владельца ТС «Елисей», торговая сеть «Магнит», работающая в регионе с 2009 г., уже предлагает местным производителям продуктов выпускать для нее товары privat label при условии, что они откажутся от поставок региональным ритейлерам. «Но производитель понимает, что «Магнит» отожмет его до последнего, и что работа с одним покупателем – это путь в никуда, – говорит г-н Оглоблин. – А местные торговые сети – тот резерв, который не позволит федералам загнать производителей в тиски».
Формы сотрудничества торговли и производства могут быть разными. По словам ритейлеров, сети заинтересованы стать совладельцами перерабатывающих предприятий, получить более выгодные условия для поставок продукции или отдать полки в магазине в управление поставщикам. «Только местное производство позволит нам отделить себя от федеральных и транснациональных компаний, – говорит Владимир Бохан, собирающий региональные закупочные кооперативы в российский союз «РОСТ». – Приходя в регионы, они начинают продвигать свои товары, значит, мы должны подружиться с производителями на местах».
Наблюдатели, впрочем, относятся к этой идее скептически. «Я не верю в региональное производство, потому что не верю в региональные сети сами по себе, – поясняет Ян Боже, и.о. директора Союза DIY. – Любой экономический процесс, так или иначе, концентрируется вокруг ключевых операторов. А региональные производители – не те люди, у которых хватает финансовых и технологических ресурсов, чтобы поддерживать необходимое качество, масштаб, обеспечивать качественную логистику и конкурентные цены».
Качество продукции местных производителей внушает недоверие и Александру Меренкову, гендиректору СК «Северная казна». «В 90-е гг. мои знакомые открыли собственное производство воды, чтобы конкурировать с «Кока-Колой», – вспоминает он. – Они построили завод и наняли людей с криминальным прошлым, которые ездили вместе с технологом и проверяли качество продукта. Если технолог говорил, что качество нехорошее, то они чисто-конкретно давали исполнителю «в репу». Однако даже при таком подходе нужное качество воды получили только через полгода».
Тем не менее, представители закупочного кооператива «Союз-Ритейл», объединяющего шесть торговых сетей – «А-Продукт», «Бест-Маркет», «Елисей», «Звездный», «Пикник» и «Элект» – намерены тесно сотрудничать с местными переработчиками и привлечь их к выпуску товаров privat label. В ближайших планах – молочные продукты под маркой «Простой выбор».