роблема недостатка торговых помещений долгое время решалась за счет отселения и перевода в нежилое квартир, расположенных на первых этажах зданий. Однако в начале 2005 г. ситуация начала в корне ме
роблема недостатка торговых помещений долгое время решалась за счет отселения и перевода в нежилое квартир, расположенных на первых этажах зданий. Однако в начале 2005 г. ситуация начала в корне меняться. Резерв первых этажей на тот момент был практически исчерпан. Все жилые площади, интересные с точки зрения организации бизнеса, оказались уже освоенными.
Рост количества площадей торговых центров не успевает за увеличением потребности. В результате второй год наблюдается стабильная тенденция роста спроса, что в свою очередь подогревает цены на торговую недвижимость в городе. Так, в настоящее время стоимость одного квадратного метра в центре Екатеринбурга варьируется от $3 до $7 тыс., в прицентральных районах — от $2,53,5 тыс.
В центре города «бутиковые зоны» определены давно. Это район пр. Ленина, ул. Малышева, ул. Хохрякова (от Малышева до Попова), ул. Пушкина, ул. Свердлова. Свободных площадей в этих районах почти нет. Поэтому спрос на торговую недвижимость постепенно смещается из центра в те районы, где хорошо развита инфраструктура, есть транспортные развязки, высокая деловая активность и есть площади для размещения парковок (на данный момент это одно из главных требований к магазинам).
Анализируя спрос, можно сказать, что сейчас наиболее актуальны торговые помещения от 70 кв.м. Такие предложения в компании МАН есть всегда. А вот готовые концептуальные торговые центры с площадью в несколько тысяч квадратных метров на продажу выставляются очень редко. Впрочем, сейчас компания располагает несколькими объектами такого уровня. Спрос на развлекательнодосуговые центры до недавнего времени в нашем городе был минимальным. Бум, начавшийся в 2000 г., связан с развитием игорного бизнеса. Помещения под игровые залы, казино, бильярдные и ночные клубы популярны сейчас, как никогда прежде. А вот профильных объектов на рынке нет. Поэтому клиенты рассматривают любые предложения, соответствующие базовым требованиям к объектам развлекательной индустрии: узнаваемое место, наличие парковки, отдельный вход, просторные площади от 100 до 500 кв.м, возможность перепланировки. Такие ликвидные объекты на рынке бывают достаточно часто, но и уходят быстро. А вот предложения по продаже действующих развлекательных клубов в нашем городе пока редкость. Однако в последнее время такие варианты продажи готового бизнеса тоже стали появляться.
Анатолий Лебедев, директор Департамента коммерческой недвижимости РС «Центр недвижимости «МАН»: «Прогнозируя ситуацию на ближайшие несколько лет, могу сказать, что цены на торговую недвижимость и объекты развлекательной индустрии будут расти в среднем на 35% в год. Большинство торговых площадей будет сдаваться в аренду, а не выставляться на продажу. Предложение по продаже объектов вообще будет сокращаться. Эта тенденция обусловлена тем, что застройщики новых торговых или развлекательных центров, как правило, предпочитают сохранять бизнес за собой, предоставляя помещения в аренду через свои управляющие компании».