Чем опасны сетевые игры и социальные сети и стоит ли разрешать детям вести YouTube-каналы — в колонке руководителя направления поиска уязвимостей в умных устройствах «Лаборатории Касперского».
Владимир Дащенко, руководитель направления поиска уязвимостей в умных устройствах и системах промышленной автоматизации «Лаборатории Касперского»:
— 2017 год стал в некоторой степени переломным для человечества, потому что именно тогда количество электронных устройств превысило численность населения планеты, то есть перевалило за 7 млрд. Более того, крупные аналитические компании прогнозируют, что к 2020 г. количество устройств, подключенных к интернету, вырастет до 20 млрд. К сожалению, количество угроз и атак растет прямо пропорционально развитию интернета и расширению Сети.
Есть один случай, он произошел в Северной Америке в прошлом году. Тогда промышленная сеть химического производства была заражена через «умную» кофеварку. Злоумышленники сначала проникли в обычную офисную сеть и нашли кофеварку, которая имела подключение как к компьютерам в офисе, так и и к промышленной сети, чтобы все сотрудники могли удаленно сделать себе кофе по собственному рецепту. Оказалось, что в кофеварке были некоторые уязвимости, которые позволили использовать ее как компьютер и в дальнейшем продолжать с нее атаку на подключенные сети.
И если пару лет назад мы еще говорили о том, что интернет не будет принимать участия во всех сферах нашей жизни и старались детей как-то ограничивать от глобальной Сети и электронных устройств, то сегодня очевидно, что интернет стал частью нашей жизни, от него никуда не деться и нужно просто научиться существовать в этом мире.
Сеть стала моложе...
Мы проводили исследование и выяснили, что за последние 10 лет интернет очень сильно помолодел. Если еще пять-семь лет назад его преимущественно использовали для работы, то сейчас дети с самого малого возраста умеют пользоваться планшетом и выходить в Сеть. То есть дети знают, что когда они играют в сетевую игрушку, они могут общаться с человеком на другом конце планеты, но они не понимают, как происходит соединение, что кроется за планшетом. И тут стоит задаться вопросом: а что интересует детей в интернете?
Согласно нашему недавнему исследованию, подавляющее большинство детей в мире, более 60%, интересуются в интернете социальными сетями. В России этот показатель приближается к отметке 70%.
Существует гипотеза, что причина такой увлеченностью соц. сетями в России заключается в популярности ВКонтакте — основной социальной сети для детей и подростков в нашей стране, которая позволяет хранить музыку и видео и, по сути, является огромным хранилищем. Аналогом ВКонтакте в других странах является сеть Facebook, которая не позволяет сохранять данные.
После социальных сетей популярностью среди детей пользуется контент категории «Алкоголь, табак, наркотики», на третьем месте компьютерные игры. Затем идут нелегальное ПО, торренты, контент 18+ и так далее.
Чем интересуются дети в интернете?
...опаснее
Опасностей в интернете для детей много: малознакомые люди в социальных сетях, нежелательный контент, азартные онлайн-игры. Кстати, игры, в особенности сетевые, часто являются источником проблем. Один из свежих примеров: мальчик активно играет в одну из популярных сетевых игр. Там он знакомится с пользователем, который представился девушкой, они разговорились, и «девушка», не поверив, сколько лет молодому человеку, попросила выслать фотографию его паспорта. С одной стороны, фото паспорта без прописки вроде бы не несет угроз, кредит на него не возьмешь, но, тем не менее, такая просьба о предоставлении личных данных должна настораживать.
И хотя мы говорим о детях, на подобные уловки мошенников часто попадаются и взрослые. Например, когда в социальных сетях разыгрывается айфон или еще какой-нибудь гаджет по репосту, то часто негодяи поступают следующим образом: они веерно связываются с несколькими людьми, сообщают им о выигрыше и просят подтвердить свою личность сканом документов или фотографией паспорта рядом с лицом. Очень многие попадаются на это. В итоге злоумышленники создают базы данных, которые потом продают. Как в дальнейшем данные будут использованы, в каких мошеннических схемах? Неизвестно.
Помимо различных схем мошенничества недостатком интернета является, как ни странно, избыток информации. На самом деле, в интернете очень сложно найти какую-то полезную специализированную информацию. Если раньше мы могли прийти в библиотеку, взять определенную книгу и за минуту отыскать в ней ответ на конкретный вопрос в какой-нибудь технической статье, то сделать это через интернет довольно сложно — в Сети присутствует высокая замусоренность информации.
Если сравнивать старшее поколение и нынешних детей, то мы увидим, что молодые владеют информацией неглубокого вскапывания, но на широком поле. Старшее поколение обладает информацией глубокого вскапывания, но в довольно узком поле. Поэтому интернет в значительной степени изменил не только технологию работы с информацией, но и наше представление о том, как мы используем знания.
...и важнее
В последнее время активное развитие получили YouTube-блогеры, которые транслируют свои мысли в видеороликах, к которым имеет доступ весь мир. В России детские блоги распространены, и часто у родителей возникает вопрос: нужно ли разрешать детям вести свой блог, безопасно ли это?
Еще три-пять лет назад последовал бы однозначный ответ, что все нужно запрещать и тотально контролировать ребенка, но сегодня ситуация несколько изменилась. Такие действия вызывают у детей протест, и впоследствии они ищут способы обойти ограничения. Мое личное мнение, что между родителями и ребенком должны выстраиваться доверительные отношения, но это не значит, что взрослые оставляют детей и интернет один на один. Все решается путем просвещения.
Если ребенок очень хочет выкладывать на YouTube, например, обзоры жевательных резинок, то в этом нет ничего плохого, и, скорее всего, не стоит запрещать это делать. Но важно объяснить ребенку, что он собирается вещать на всю планету, и любой человек может посмотреть то, что он сделает, поэтому нужно максимально ответственно подойти к записи видео. И, конечно, родители должны дать понять ребенку, что не нужно расстраиваться, если поначалу будет не очень много просмотров у видео и не слишком много подписчиков.
Вообще нужно как можно больше разговаривать с ребенком, узнавать, какие видео ему нравится смотреть и почему, вместе выбирать подходящие ролики. Понятно, что вы не сможете всегда контролировать ребенка, но беседами мы воспитываем культуру пользования интернетом. Еще важно рассказать ребенку про интернет-гигиену.
Во-первых, всегда следует устанавливать галочку «чужой компьютер», когда вы или ваш ребенок заходите в социальную сеть в гостях или на работе.
Во-вторых, не следует всегда делиться своей геопозицией, потому что это позволяет мошенникам без труда определить ваше месторасположение, а, что хуже, местонахождение вашего ребенка.
Фотографиями из отпуска всегда лучше делиться по возвращении. Вам приятно будет вспомнить еще раз путешествие, в то же время, если кто-то пытается следить за вашими перемещениями, у них не будет точной информации о том, где вы сейчас находитесь.
Третье — всегда нужно перепроверять информацию, если кто-то просит вас перевести деньги или пройти по ссылке. Нужно вырабатывать в себе здоровое любопытство, задавать дополнительные вопросы, можно просто позвонить и уточнить, действительно ли этому человеку нужна помощь.
Наконец, не будет лишним установить программу родительского контроля: она позволяет ограничивать доступ к нежелательным сайтам, следить, сколько времени и на каких сайтах проводит ребенок, а также показывает родителям местонахождение чада.
К сожалению или к счастью, ни мы, ни наши дети никуда не денутся от интернета в ближайшее время, поэтому нужно научиться с этим жить. Здесь можно провести параллель с улицей. Предыдущие поколения проводили время во дворах, и там было не меньше опасностей: плохие компании, незнакомые люди, травмоопасные игры, алкоголь и прочее. Если раньше родители рассказывали детям о том, как вести себя на улице, то сейчас пришло время объяснять правила поведения в интернете.
Колонка написана на основании выступления Владимира Дащенко в детском научном центре Наукасити. Текст — Екатерина Тарханова, DK.RU