Меню

«Тратиться на развитие дорожной сети нерационально». Михаил Волков о будущем Екатеринбурга

Иллюстрация: архив DK.RU

Новый глава регионального минстроя дал свое первое интервью, рассказав, что он думает о самых проблемных вопросах в сфере строительства в Екатеринбурге и Свердловской области.

Бывший заместитель директора по капстроительству и инвестициям УГМК-Холдинга Михаил Волков дал первое интервью в новом качестве — как министр строительства и инфраструктуры Свердловской области. В новой должности его утвердили буквально неделю назад при формировании регионального кабмина. На этом посту г-н Волков заменил Сергея Бидонько, который был выбран депутатом Госдумы РФ. В беседе с E1 новый управленец рассказал о дорожной системе Екатеринбурга, проекте городской агломерации и разделении градостроительных полномочий между городом и областью. DK.RU публикует самые интересные тезисы нового главы минстроя, от которого уральские бизнесмены ждут позитивных изменений в строительной отрасли региона.
 
О градостроительных полномочиях Екатеринбурга
 
— В существующих рамках, конечно, можно просто взять и делегировать [градостроительные] полномочия в город, оставив область без возможности во всем этом участвовать. Но на сегодняшний день это, конечно же, пройденный этап. А сейчас настал этап, когда нужно приходить к компромиссам, искать взаимопонимание и вместе решать вопросы на благо родного города и области. Для развития важно, чтобы не возникало у наших застройщиков вопросов, неразрешимых в какой-то одной из ветвей власти. 
 
О дорогах и стратегии развития Екатеринбурга
 
— В компактных городах, таких как Екатеринбург, нельзя заниматься развитием улично-дорожной сети по принципам новых крупных мегаполисов, где есть такая возможность. Да, можно пойти по пути сноса каких-то зданий и прокладки магистралей, чтобы дать возможность автомобильному транспорту двигаться быстро. Но я в свое время, еще в начале 2000-х годов, побывал во Франции, и меня убедили французские коллеги, что это путь в никуда. В 90-е в Париже потратили колоссальное количество средств, ликвидировали трамвайное движение, увеличили проезжую часть улиц, создали специальные магистрали и развязки. Но прошло 5–7 лет, и от этих достижений и следа не осталось.
 
В Екатеринбурге улично-дорожную сеть развивать вообще не имеет смысла. Нужно развивать общественный транспорт, он должен быть легкодоступен, и его передвижение по территории города должно быть в приоритете. И, конечно же, тут встает «номером один» вопрос строительства метро. Я считаю, что верна та позиция, которая сегодня обозначена губернатором, которая обсуждалась и с Аркадием Михайловичем Чернецким, и с городскими властями, что надо искать возможности строительства второй ветки метро, а если попытки будут удачными, то и далее.
 
Я думаю, господин Липович сегодня на себе испытывает массу критики по поводу этого, но выбрана была действительно правильная позиция, позволяющая не тратиться на то, что в будущем станет нерациональным. Если деньги, выделенные на развитие дорожной сети, строительство этих развязок, потратить на развитие общественного транспорта, то это принесет куда больше пользы.
 
 
— Агломерация [Большой Екатеринбург] сегодня — это единственный способ объединить города и поселки, находящиеся в непосредственном приближении к Екатеринбургу. Мне понятна их логика, когда они пытаются развиваться самостоятельно, удержаться в собственной «оболочке» и строить все у себя. С другой стороны, и правительство работает в правильном направлении, пытаясь при сохранении индивидуальности всех городов-спутников объединить всех их в один «пазл». Ситуация у нас сложилась такая, что населенные пункты в принципе развиваются без оглядки друг на друга, даже без оглядки на своего самого большого соседа.
 
Просто взять всех и сказать: «Давайте будем действовать вместе», наверное, сейчас так не получится, у каждого свое мнение, и порой эти мнения вступают в антагонистические противоречия. Но станет проще, когда найдется связующая нить, которая бы объединила все эти города с областным центром: та же сеть автодорог или единая концепция, где бы развитие каждой территории было подчинено интересам, которые там превалируют.
 
Например, Верхняя Пышма — серьезный промышленный район, который, видимо, и будет развиваться в этом направлении, ну а Арамиль не имеет такого приоритета, там нет настолько масштабных предприятий, это, скорее, производства, поддерживающие населенный пункт. Но там возрастает роль некой логистической базы: там и Транссиб, и аэропорты, наверное, там нужна логистика. А в Верхней Пышме, наверное, логистику развивать не стоит, там нет настолько большого движения транспорта. И, попытавшись все это объединить, дать каждому то, что он хочет, можно выстроить взаимодействие.
 
О стройке в областных городах
 
— Города-спутники сегодня переживают определенный ренессанс. Лет десять назад даже вопрос о строительстве, например, в Арамили не вставал на повестке дня, строили только в Екатеринбурге. Но Екатеринбург оказался пресыщен, наполнен разнообразными объектами, и строить на его территории стало затратно с точки зрения инженерных коммуникаций. Оставалось осваивать территории, где вообще ничего нет по примеру Академического, но такие возможности есть лишь у крупных компаний с сильными лоббистскими возможностями по привлечению финансирования. И застройщики, чтобы продолжать работу, обратились именно к городам-спутникам со сложившейся инфраструктурой и при этом приближенным к Екатеринбургу.
 
Я считаю, что и отдаленные города в скором времени начнут оживать. Да, сегодня областные города развиваются в основном за счет каких-либо госпрограмм, призванных решить вопрос с ветеранами, расселением ветхого и аварийного жилья и так далее. Но посмотрите, как активно сегодня идет строительство индивидуального жилья. На периферии строить города по примеру социалистических времен сегодня неэффективно. Лучше управляется территория, застроенная частным сектором, где каждый человек несет большую долю ответственности за свое место жительства.