«Лучшим педагогом считается тот, у кого дети больше «подготовлены» по стандарту. При этом никогда не учитывается ни индивидуальность ребенка, ни его склонности и предпочтения, ни душевное состояние».
Зачастую родители считают, что основная цель жизнедеятельности дошколенка — это его подготовка к школе. Воспитатели детских садов рассказали Newtonew, почему на самом деле нужно быть сосредоточенными на других вещах. Данилина Татьяна Александровна, заместитель заведующего по ОВР ЧУ ДО «Детский сад «Замок Детства», кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России и Кравченко Лидия Владимировна, педагог дополнительного образования ЧУ ДО «Детский сад «Замок Детства» пояснили, как должно строиться воспитание и образование детсадовца.
— «Ну что за детский сад?», «Детский сад — штаны на лямках»... Даже в нашем языке зашифровано слегка снисходительное отношение к месту, которым стоит если не восхищаться, то хотя бы уважать. К месту, где дети проводят почти каждый день в течение нескольких лет. Это для взрослого четыре года — пустяк, а для дошкольника это больше половины жизни. Уже почти по умолчанию считается, что детский сад обязан готовить детей к школе. Лучшим педагогом считается тот, у кого дети больше «подготовлены» по стандарту и лучше могут ответить на вопросы тестов (хоть они и запрещены по сути, однако практикуются повсеместно под другими названиями). При этом в тестировании, каким бы игровым словом его не назвали, никогда не учитывается ни индивидуальность ребенка, ни его склонности и предпочтения, ни душевное состояние на момент тестирования.
Значение имеют только конкретные знания, которые кто-то где-то когда-то признал соответствующими возрасту. Нужны ли эти знания самому ребенку в контексте его жизни — никого не интересует.
Доходит до абсурда: когда почти любой тест предлагает ребенку найти, например, на картинке телефон, при этом на картинке изображен аппарат с трубкой и диском для набора номера, которого почти ни один современный ребенок не видел ни разу в жизни. За неправильный ответ снижается количество положительных баллов, а на основании этого делается вывод о «неподготовленности» и «педагогической запущенности» ребенка. И никого не интересует, что в личной беседе тот же самый ребенок порой может свободно рассуждать на темы космоса и бесконечности, добра и зла, писать стихи или даже всерьез изучать сложные науки — однако вывод сделан не в его пользу.
Вопреки распространенному мнению, что ребенок — это чистый лист, на котором можно написать что угодно, психологические исследования последних лет доказывают, что на самом деле дети с раннего возраста имеют устойчивые и очень различные предпочтения, которые редко кардинально меняются в течении жизни.
Однако, в силу возраста, ограниченности самостоятельности, да даже просто в силу отсутствия опыта, редкий дошкольник может четко и уверено обозначить свой интерес для взрослых, ведь те учат его только тому, что сами считают нужным и важным, а все остальное остается за бортом по принципу «вырастешь – узнаешь».
Представьте себе, что ребенок рожден со способностями к химии, это «его» наука, он обладает интуитивным пониманием происходящих процессов и способен изучать ее уже в раннем возрасте. Одна загвоздка: ему 5 лет и он вообще не знает о том, что такая наука существует на свете, а взрослым не приходит в голову ему об этом рассказать, ведь все точно знают, что до химии дети дорастают не раньше 8 класса школы.
Конечно, способности не пропадут к тому времени, если они есть, но насколько больше этот ребенок мог бы сделать в науке, если бы ему предоставили эту возможность раньше, а самое главное — насколько счастливее он мог бы стать.
Ведь очень часто таких детей считают ни к чему не пригодными, думают, что им ничего не интересно и не нужно, а секрет прост: то, что им нужно, им элементарно недоступно.
Дамокловым мечом надо всеми, и в первую очередь над самими детьми, висит требование «обязательных знаний», которые любой ребенок должен освоить к определенному возрасту, даже если они ему категорически неинтересны, и эти требования зачастую не дают заниматься тем, что на самом деле ему нужно и интересно.
Психика человека в целом и ребенка в частности, устроена таким образом, что любое воздействие извне никогда не бывает прямолинейным, и нам не дано предугадать, чем именно и как именно отзовется любое наше слово, и наша основная цель — обозначить детям их возможности, разрешить сделать выбор, расширить горизонты и ждать, чем и как прорастут эти семена.
Рассказать ребенку о чем-то даже очень интересном — это даже не полдела. Нужна обратная связь, чтоб понять, что заинтересовало ребенка, что он хотел бы узнать еще, а что ему показалось скучным.
Теги: лайфхаки, личностный рост