Меню

«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта

Ксения Савельева. Иллюстрация: Личный архив

«Растет очень нежное поколение детей, которым замечание не сделай, голос не повысь. Уважения к тренеру у многих нет, а родители только подливают масла в огонь» — Ксения Савельева.

Ксения Савельева — мастер спорта по волейболу. Спортивную карьеру начинала в СДЮСШОР «Уралочка» в Екатеринбурге, тренировалась у знаменитых Валерия Кунышева, Вадима Панкова, легендарного Николая Карполя; играла в молодежной сборной России по классическому волейболу. В составе клуба «Уралочка-НТМК» стала трехкратной чемпионкой России. После ухода из профессионального спорта играет в пляжный волейбол — неоднократная победительница крупных турниров, серебряный призер чемпионата России. Спортивные традиции в семье продолжает старшая дочь Ксении Лера — она занимается в «Уралочке» и уже получила второй взрослый разряд по волейболу.

Как вырастить из ребенка спортсмена и разобраться со своими амбициями, о самых суровых словах от Николая Карполя и о том, зачем волейболистки ездят в Нижний Тагил, Ксения Савельева рассказала DK.RU.


Фото: Екатеринбургская городская федерация волейбола

С подачи бабушки

— «Вы почему ее в спорт не отдали? У вас же здесь «Уралочка»!», — сказала бабушка, когда приехала к нам в гости в Екатеринбург и увидела мой рост. Мне было 11 лет. В «Уралочке» посмотрели на папу ростом почти два метра и сразу меня взяли. Аэробика, пение, танцы — всем этим я занималась с детства, поэтому и в волейболе все получалось хорошо. Попала в основной состав, сменила обычную школу на спецкласс для спортсменов со своим расписанием и ежедневными тренировками. В 16 лет играла уже в молодежной сборной России.

Сейчас понимаю, что начала довольно поздно. В волейбол ребенка стоит отдавать с первого класса.

Моя старшая дочь занимается в «Уралочке» с семи лет. Лере уже 12, у нее второй взрослый разряд по волейболу, в составе команды она стала чемпионкой города, области и Уральского федерального округа. Сейчас я вместе с тренером Валерием Кунышевым помогаю ее команде подготовиться к главному старту в декабре этого года — Первенству России.

Мой ребенок сам захотел пойти в «Уралочку», хотя изначально я была категорически против. Спорт высших достижений — это травмы. У меня серьезных не было — сложилось так, что я ушла из профессионального спорта в 25 лет. Но растяжения, вывихи, трещины, разрыв связок — обычное дело.

В большом спорте есть амбиции, карьера и зарабатывание денег. Но родителям важно объяснить ребенку: в спорте высших достижений возникает много «но», после которых все может закончиться. Широкая кость — в гимнастике на тебя уже не посмотрят, перестал расти — в волейболе ты больше не перспективен. Моя дочь, конечно, пока во все это не верит и мечтает стать олимпийской чемпионкой. Останавливать ее на полпути я не буду. Я этой мечтой перегорела, когда родила первого ребенка, но знаю о том, насколько спорт — тяжелый труд.

Позитивный прием

«Ты позанимайся для здоровья, а потом брось», — странно начинать с такого посыла. Это же затягивает. Ребенку хочется участвовать в соревнованиях и побеждать. Я когда для младшей дочери выбирала тренера по плаванию, никогда не говорила: «Научите ее только купаться». Нет. Мне нужно научить ребенка плавать. Еще на начальном этапе тренер сам сможет понять, есть ли у ребенка предпосылки пойти дальше.

Везде есть «бесперспективняк», и все об этом знают. К примеру, ребенок хочет заниматься, старается, но не получается! В таком случае я советую попробовать сменить тренера, вид спорта или уже заниматься спортом на непрофессиональной основе, в рамках общеразвивающих секций.

Не перегнуть палку очень трудно. Я знаю много родителей, которые хотят, чтобы их дети стали чемпионами. Нервничают, если не получается. Другие хотят если не чемпиона города, области, страны, то хотя бы крутого волейболиста в рамках корпоративной культуры. «Пойдешь потом на работу в такую-то компанию, будешь за нее играть», — говорят они, к примеру, своим детям, считая это мотивацией. А у тех и других нет внутреннего стремления. Они не переживают, если пропустят тренировку. Кажется, что стараются, но ничего не выходит, потому что работать нужно каждый день.

А если родители продолжают заставлять, что из этого получится? Ничего хорошего. Да, бывают исключения, но лучше пережить разочарование в самом начале и не портить ребенку жизнь, иначе он будет постоянно чувствовать себя неудачником.

Зона конфликта

«Ну что, девочка, переиграли тебя? Надо что-то с этим делать», — самое обидное, что мне и многим девочкам приходилось слышать от Николая Васильевича Карполя, когда он собирал всех игроков перед тренировкой. Это означало, что он крайне недоволен.

Тренер для нас был как отец. Сейчас же у многих детей такого уважения к наставнику нет. «Он на тебя накричал? Так нельзя!» — подливают масла в огонь родители. Они присутствуют на играх, и у каждого складывается свое мнение по поводу того, как тренеру себя вести.

Добавьте сюда кошмар общих групп в Вотсапе, где объединяются родители, которые ничего не понимают в волейболе. Это плохо отражается на настрое детей, да и тренеру работать тяжело.

Сейчас растет очень нежное поколение детей, которым зачастую и замечание не сделай, и голос не повысь. Я как родитель тоже иногда возмущаюсь, но не лезу в тренировочный процесс своей дочери. Если ты тренера выбрал, ему нужно доверять. Можно дома с ребенком поговорить — узнать, что получается, что нет, и в каких-то экстремальных ситуациях пообщаться с наставником. Для этого есть родительские собрания.

Лере я объясняю так: когда тренер уделяет тебе много внимания и даже где-то повышает голос, ты должна радоваться, потому что больше замечают тех, на кого возлагают надежды. А если тебя не замечают — стоит задуматься, как улучшить свою игру, больше стараться.

Дисциплина в СДЮСШОР «Уралочка» жесткая. «18 лет исполнится — хотите, ногти, волосы красьте. Но не сейчас», — говорит тренер. Не дай бог, девочка в отпуске отрастила ногти и накрасила — срезай! Плохие оценки в школе — исправляй! Дети ходят к репетиторам, если хотят продолжать играть.

Деньги на взлет

Занятия в спортивных школах для ребят, которые прошли отбор, бесплатны. Но любой спорт — это затраты. Игровая форма ребенку, как правило, выдается, но вот кроссовки в волейболе родители покупают сами (с учетом скорости роста детей это ощутимо). Есть бесплатные залы для занятий, но со своими минусами. Например, с бетонным полом. В таком случае родители по своей инициативе могут арендовать зал, и дети будут заниматься в лучших условиях. Каждое лето два-три раза проходят сборы, и на второй год обучения ребенок, который попал в сборные команды региона, начинает участвовать в выездных соревнованиях.

В разгар моей карьеры в «Уралочке» за сборы и соревнования мы не платили. Сейчас зачастую — это деньги спонсоров, в качестве которых преимущественно выступают родители. Затраты на выездные соревнования — тоже во многом из кармана родителей, в том числе помогает Свердловская областная федерация волейбола.

Свои первые деньги в спорте (тысяч пять рублей) я получила в 15 лет. О зарабатывании больших денег мы не думали — играли за идею и имя. «Уралочка» — это конвейер, взращивающий «звездочек», которые потом разлетаются по командам всей страны — «Динамо-Москва», «Динамо-Казань» — там уже можно заработать.

В самом начале волейболистки «Уралочки» по наставлению Карполя действительно работали на заводах. У нас такого не было, но перед стартом сезона мы ездили на предприятие НТМК в Нижний Тагил. Нам показывали производство, а потом усаживали на сцену. Все рабочие смотрели, на кого они тратят деньги. Каждый мог задать нам вопрос. Спрашивали в основном, как собираемся выигрывать. Мы очень волновались, стоя перед ними, давали обещания играть хорошо. Это не пафосные слова — мы реально чувствовали ответственность перед этими людьми, которые стоят за нами, ходят на наши матчи. Знаю, что такие встречи до сих пор практикуются.

Матч-пойнт для ребенка

В каждом городе есть своя спортивная «фишка». В Екатеринбурге очень развит волейбол, каждый знает «Уралочку». На хорошем уровне футбол, хоккей, гимнастика, единоборства. Я считаю, ребенка нужно отдавать как можно раньше, но не в профессиональный спорт, а на развивающие занятия. Чтобы заложить ту основу, которая поможет понять, к чему он потянется.

Я за то, чтобы дети проходили спортивную школу. Они раньше взрослеют, лучше приспособлены к жизни и учатся на «отлично». Но обеспеченные родители говорят: «Зачем дети пойдут зарабатывать, если мы им можем все дать?».

А я сама это прошла, у меня было много ситуаций, когда хорошо было бы не надеяться только на родителей. Я не стала олимпийской чемпионкой, чемпионкой мира, но в жизни моя история в классическом и пляжном волейболе мне очень помогает. Спорт есть спорт, даже если супервершин ты не добьешься. Это закалка и школа выживания. «Уралочка» — точно. За что огромное спасибо всем моим тренерам.

Материал подготовила Анна Асташкина, специально для DK.RU