«Вела беседу с родителем ребенка, который покупает снюсы у старших ребят и перепродает младшим. И слышу: «Ну, нормально. А как он должен понять, что такое предпринимательская деятельность?».
Хит этой осени в российских школах — снюсы, никотиновые смеси, так называемый жевательный табак. В ноябре громкий скандал на этой почве разгорелся в Екатеринбурге — родители пятиклашек элитной гимназии №5 рядом с «Тихвином» попеняли администрации школы на то, что дети якобы жуют снюс и курят в туалетах вейпы. После в городе широко обсуждался случай, когда в больнице с острым отравлением оказался 11-летний мальчик — после употребления снюса. В стране же фиксировалась целая серия отравлений школьников.
Директор екатеринбургской гимназии №2 Светлана Тренихина считает, что проблема актуальна не только для одной школы города, где вскрылись «якобы никому не известные данные об употреблении снюса»:
Я уверена, что все школы города в одинаковых условиях в отношении этой темы. Если кто-то из взрослых просто чего-то не знает, это не значит, что этого в школах нет. У меня был откровенный разговор со старшеклассниками, и я поняла, что совершенно не владею информацией про эту опасность. Мои интересы находятся вне этой сферы, я совсем не умела просто увидеть и понять, что передо мной опасное вещество — не могла идентифицировать. Я вообще была уверена, что электронная сигарета Juul, например — это флэшка. Я не знала, как выглядит снюс. Родители наших учеников — плюс-минус мои ровесники, думаю, в их жизни эти явления тоже не присутствуют, и им также не хватает информации. Не той, что появилась в интернете — там ролики о снюсах псевдо- или околонаучны. Поэтому я пригласила специалистов, которые помогут разобраться в теме с разных сторон.
DK.RU посетил конференцию для родителей, где целый ряд экспертов подробно рассказал, что за опасные смеси угрожают детям и где школьники их берут, как оградить детей от этого и не допустить, чтобы они попали в сети распространения наркотиков. А также какие права есть у учителей и директоров школ, если они подозревают ученика в употреблении и продаже снюсов — чтобы не дать администрации гимназий перегнуть палку. Все подробности — в материале.
Что такое снюс и откуда он взялся
Снюс — это измельченный и увлажненный табак, довольно старое изобретение — известно, что его употребляли в Швеции еще в начале XVII в. По словам Екатерины Лашевской, главного специалиста Комитета по молодежной политике администрации Екатеринбурга, многим шведам снюс помог бросить курить обычные сигареты, там это вещество глубоко укоренено в культуру и считается чуть ли не народным. В Швеции снюс используется свободно, а в других странах ЕС он запрещен. В России вещество тоже запретили в 2015 г., однако производители заменили табак на экстракт никотина и стали продавать продукт как «бестабачные никотиновые смеси». Они в РФ совершенно легальны. При этом в одном пакетике такой смеси может содержаться до 40-60 мг никотина — это в три-четыре раза больше, чем в сигарете.
Выглядит снюс как пэк, наполненный смесью. Все это упаковано в привлекательные коробочки, похожие на шайбы, и продается свободно в разных торговых сетях, в «Красном и белом», например, в «Брусника-маркете». Стоит снюс около 300 руб. Это абсолютный хит этой осени. В интернете есть масса рекламы снюса, там он противопоставляется насваю — некурительной табачной смеси родом из Центральной Азии. Несколько лет назад насвай был в тренде, но сейчас это немодно, — объяснила г-жа Лашевская.
Где школьники берут снюс
Президент фонда «Город без наркотиков» Тимофей Жуков рассказал, что достать снюс для школьников — не проблема. В торговых центрах города есть промо-островки, где любому подростку могут бесплатно дать шайбу со снюсом.
Ребята рассказывали, что надо было только заполнить анкету. Паспорт у них никто не проверял, а многие дети выглядят старше своих лет. Сейчас также развивается история с Juul — это электронная сигарета, в которую вставляются картриджи. Их спокойно можно купить в Даркнете — это скрытая сеть, соединения которой устанавливаются только между доверенными лицами. Дети прекрасно знают, что это такое. Причем там продаются картриджи, в которых уже есть наркотические средства — оплачиваешь и благополучно забираешь по закладке. Также были случаи, когда к школам подъезжали бригады и продавали снюс с колес — продукт был убойный, в одном пакетике от 60 до 100 мг никотина. Школьники, кто попредприимчивее, покупают себе целую упаковку и потом перепродают в розницу. Говорят: «А что такого? Ничего нелегального!».
Г-н Жуков добавляет: опасность может таиться в спортивных секциях — речь, в частности, о командных видах спорта (хоккей, футбол и т. д.).
Пару лет назад в Екатеринбург приезжали хоккеисты, шведы, и молодые пацаны из школы «Автомобилист» насмотрелись, что европейцы жуют табак. Снюсов тогда в городе не было, и парни стали покупать узбекский насвай. Родители тогда тоже беспокоились. В спортивных секциях это вообще в ходу. Для кого-то из ребят коллективное употребление является маркером взросления и не считается опасным. Логика такая: «В команде пацаны нормальные, можно с ними это удовольствие разделить. Это же не в ночном клубе, не на тусовке». Это такая мнимая скрепа дружбы, — предупреждает эксперт.
Кто целевая аудитория снюсов
По словам Светланы Тренихиной, она делегировала старшеклассникам гимназии часть полномочий по контролю за распространением в школе опасных веществ и разрешила забирать у младших учеников снюсы, сигареты Juul и др. На ее удивление, «разоружали» даже ребят, которые учатся в 6-7 классах.
Сама я тоже ловила детей со снюсами, спрашивала, зачем они это делают. Все до единого сказали, что они так расслабляются. Это 6-7 класс! Они очень напряжены! И если вы считаете, что ваш шестиклашка еще очень маленький, и это не ваша тема — это ваша тема! Также я неожиданно столкнулась с тем, что родители не вполне понимают всю опасность происходящего. Вела беседу с родителем ребенка, который покупает снюсы у старших ребят и перепродает младшим. И слышу: «Ну, нормально. А как он должен понять, что такое предпринимательская деятельность?». У каждого своя система ценностей…, — говорит г-жа Тренихина.
Елена Чернышева, оперуполномоченный Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Свердловской области, подтверждает: в этом году бум употребления прошел именно среди учеников 6-7 классов — дети приходят в школу с вейпами, жуют снюс.
На все это нужны деньги. Понятно, что в 6-7 классе сами дети не зарабатывают, деньги им дают родители. А контроль — на что тратят эти деньги — не всегда осуществляется. Иногда родители вообще говорят: «Да, я сам ему купил вейп». Не все понимают, что вейп или снюс — это первый шаг к употреблению наркотиков, заход за первую красную черту. Несовершеннолетние ищут, что попробовать в жизни, хотят новых ощущений, проверяют себя — на что они способны. Кто-то себя пробует в спорте, а другие экспериментируют с изменением своего сознания. И рано или поздно приходят к наркотическим средствам.
Тимофей Жуков добавляет: ученики 6-7 классов — не предел. Пятиклассники тоже часто поддаются авторитету старших и пробуют снюс. Либо их вовлекают — для развлечения:
Я был и в гимназии №5, и в других школах, разговаривал с детьми. Пятиклашки рассказывают, что попробовать снюс им дали старшеклассники — по приколу. Подросткам интересно посмотреть, что станет с мелким: будет он блевать, станет бледным, упадет. Для них это шалость, а деткам она может нанести большой вред. Мне недавно скинули видео из седьмой школы, там малыш — 3-4 класс — стоит невменяемый, качается. Он не реагирует на слова матери, отец его придерживает за плечи. У него изо рта вытащили снюс, вызвали скорую.
Что может делать учитель, если подозревает ребенка в употреблении
Как говорит управляющий партнер коллегии адвокатов «Партнер Групп» Наталья Смирнова-Разумовская, закон обязывает школу обеспечивать безопасность учеников, а вот предпринимать какие-то дополнительные меры руководство образовательных учреждений не может. Потому что права ребенка урегулированы огромным количеством правовых актов — начиная от Международной конвенции до специальных законов, которые защищают детей и регламентируют их права. Ответственность и правомочия школы заканчиваются там, где начинаются права детей, говорит эксперт.
И конкретизирует: если директор устроил в школе точку продажи табачных изделий, школьники приторговывают ими, а руководство закрывает на это глаза да еще и оборудовало специальное место для курения — конечно, отвечать будет школа. Но! Если ребенок принес снюс из дома или купил его по дороге, спрятал в своем шкафчике и потом заложил за губу — претензий к школе быть не может. Это ответственность ребенка и родителя.
У ребенка есть право на уважение его чести и достоинства, на личную и физическую неприкосновенность, на частную собственность. Это не дает директору школы или учителю права вмешиваться туда, куда хотелось бы. И если у школьной администрации есть подозрение, что ребенок принес что-то опасное, его нельзя досматривать. Пусть ты даже на 100% уверен, что в его кармане лежит снюс. Досмотр — это прерогатива правоохранительных органов — либо в рамках административного производства, либо в ходе оперативно-розыскных мероприятий, — поясняет г-жа Смирнова-Разумовская.
И продолжает: также директор или учитель не вправе досмотреть шкафчик ученика, потому что там находятся личные вещи, соответственно, это частная собственность ребенка. В шкафчик можно заглянуть, только если ученик добровольно его откроет.
Если учитель увидел, что ребенок что-то жует, можно ли вытащить у него вещество изо рта? Нет. Это насилие. Нельзя ни заставлять, ни принуждать. Только просьба: «Выплюни, пожалуйста». Если учитель увидел, что школьник продает или покупает вещества, можно ли изымать снюсы? Нет. Потому что школа не вправе вести оперативно-розыскные мероприятия. Может ли школа принудительно направить ученика на сдачу анализов? Нет. Это нарушает права человека. Может ли учитель провести визуальный осмотр ученика? Пожалуй, это одна из возможных компетенций — посмотреть внешние признаки того, что школьник что-то употреблял. После этого максимум, что можно сделать — отвести ребенка к школьному медику. Дальше — вызов полиции и родителей, — говорит адвокат.
По ее словам, родители не должны думать, что проблему со снюсами должна решать только школа. И в Конституции РФ, и в Семейном кодексе прописано, что обязанность воспитывать детей лежит на родителях. Если ребенок причинит вред себе или другому ребенку — в первую очередь будет выясняться, нет ли в этом вины родителя. Если несовершеннолетний совершит административное правонарушение или уголовное преступление — он будет отвечать самостоятельно. Но родителя привлекут за ненадлежащее воспитание.
Поэтому необходимо выстраивать взаимодействие с администрацией гимназии, а уповать на то, что школа чудесным образом решит проблему без нас, не приходится, — резюмирует эксперт.
Как детей втягивают в распространение наркотиков
По словам Тимофея Жукова, помимо опасности, связанной с употреблением табачных смесей, сегодня актуальна проблема вовлечения детей и подростков в торговлю наркотиками. Происходит это в интернете, так как все продажи веществ ушли в сеть. Чаще всего дети получают в мессенджеры или соцсети рассылку: картинка и текст «Работа курьером, заработок от 80 тыс. руб. в неделю». Те, кто хочет финансовой самостоятельности, не задают дополнительных вопросов и легко соглашаются на такие авантюры, говорит глава «Города без наркотиков». При этом у человека, который устраивается на работу закладчиком, просят селфи с паспортом. Делается это чтобы сотрудника можно было найти, если он захочет выйти из системы — оттуда просто так не отпускают.
В прошлом году в Березовском двух девчонок избила толпа парней — за то, что они захотели перестать работать на канал в Telegram, через который распространяли наркотики. В Даркнете есть форумы, где сидят придурки, которые за деньги оказывают услуги по каранию выходящих из системы людей. По заказу вербовщиков они могут, например, распылить экс-закладчику в лицо целый баллончик краски — так сделали с теми девчонками. Это стоит 5 тыс. руб. Могут отрубить палец — за это заплатят 50 тыс. Есть целый прайс с наказаниями, — рассказывает г-н Жуков.
И добавляет: если родители заметили подозрительные сигналы, они могут обратиться в Фонд. Там ребенка анонимно и бесплатно протестируют и выяснят, вовлечен подросток в опасные дела, или нет.
Что делать, чтобы защитить ребенка
Светлана Тренихина призывает родителей обеспечить максимальную безопасность своим детям и оградить их от употребления опасных веществ. Для этого директор гимназии №2 рекомендует следующие меры:
— Следите за интернет-аккаунтами своих детей. Любыми правдами и неправдами. На доверии ли или под фейковыми аккаунтами, но это надо делать. Можно, конечно, говорить высокопарные слова по поводу доверия, но невозможно быть до конца уверенным в том, что в интернете не появится какое-то предложение, от которого ребенок не сможет отказаться. Это в нашей с вами власти. Определенным образом мы с коллегами из других школ мониторим то, что называется детским интернетом. Стараемся держать руку на пульсе, не нарушая личных границ детей.
Не отпускайте детей ночевать друг к другу. В любом возрасте. Или оставайтесь дома тоже. Многие опасные первые разы случаются в этой мнимой домашней обстановке. Несколько лет назад был случай, когда дети употребили наркотик, одному стало плохо, а другие испугались и разбежались. Вызови они скорую, ребенок бы выжил. Он просто пошел в соседний подъезд ночевать к другу, в квартире не было взрослых. Помните об этом всегда. Делайте эти пижамные вечеринки, но будьте в соседней комнате.
Закладывайте ценностные ориентиры, которые удержат ребенка от страшного шага. Нужно говорить и говорить на эту тему, и не один раз — назидательно и декларативно: «Я тебе ноги повыдергаю, если что!». А найти слова, которые зацепят ребенка: что его потеря станет невозможной болью, что он не может так с вами поступить. Действует именно эмоциональная включенность. Нужно разговаривать с детьми, заполнять пустоты в их жизни, находиться на короткой связи. И быть если уж не друзьями, то близкими людьми.
Изменится ли ситуация
На волне общественного возмущения этой осенью в стране заговорили об ужесточении контроля за продажей снюса. Уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова заявляла, что магазины, продающие несовершеннолетним жевательный табак, должны быть лишены лицензии или оштрафованы на крупную сумму. Также зашевелились депутаты Госдумы: КПРФ внесла законопроект, которым предлагает запретить распространение аналогов насвай и снюс. «Единая Россия» же хочет сделать незаконной торговлю сосательными и жевательными смесями, содержащими никотин или его производные.
В Екатеринбурге гордума тоже предлагает действовать. Запрещать, правда, ничего не планируют, спикер Игорь Володин лишь подписал обращение в мэрию о борьбе с распространением снюса среди несовершеннолетних. Предлагается организовать информирование школьников и родителей, чтобы им рассказали о вреде снюсов для здоровья. По словам Натальи Смирновой Разумовской, есть надежда, что ситуация изменится:
Законопроект, внесенный в Госдуму, изменит административный кодекс и введет ответственность за продажу снюса. Это значит, что в открытой продаже в рознице этого быть не должно. Все уйдет в теневой рынок и хотя бы как-то ограничит распространение проблемы.
Тимофей Жуков добавляет: сейчас со снюсом происходит та же история, что была в 2011-2012 гг. со спайсами. Тогда эти синтетические аналоги природных наркотиков только появились, и законодательство никак не регулировало продажу и употребление таких продуктов.
На Сортировке стоял ларек, который спокойно торговал спайсами. От них люди в окно выходили, у меня в школе в параллельном классе парень так погиб. Со снюсом сейчас то же самое, законодательство просто не успевает за появлением всех новых опасных веществ. Но со временем этот пробел будет восполнен, — резюмирует эксперт.
Материал написан на основе выступлений на конференции «Роль школы и родителей в профилактике зависимостей» в МОАУ Гимназия №2