Как выстроить эффективную работу одновременно с аудиториями пользователей ПК и гаджетов, в чем преимущество адаптивных сайтов и почему выпускать мобильное приложение следует сначала для Apple.
Ограничивать представительство бизнеса в мобильном интернете, в том числе в сегменте B2B, не стоит лишь тремя видами коммуникации: традиционными сайтами; WAP/PDA-сайтами (которые можно назвать мобильными сайтами) и приложениями. Традиционный сайт нацелен на коммуникацию бренда с пользователями через обычные ПК и ноутбуки, — рассказывает АЛЕКСАНДР БОГДАНОВ, генеральный директор интерактивного агентства AGIMA (agima.ru). То есть цель такого сайта — эффективно представить информацию о компании через экраны привычных компьютеров.
Мобильный сайт нацелен на коммуникацию через мобильные устройства. Раньше это были WAP-сайты. Интернет был медленный, а мобильные устройства не имели такого количества функций как сейчас. Сначала это были просто текстовые мобильные сайты, затем у них появилась возможность отображать изображения и они стали приходить к современному виду. Сейчас хороший мобильный сайт может иметь значительно больше функций, чем классический сайт, только потому, что современные мобильные устройства порой имеют значительно больший функционал, чем ПК. Например, ни на одном ПК вы не найдете функцию акселерометра, которая может позволить управлять контентом сайта исходя из положения устройства в пространстве. Также на мобильных устройствах более точно работает функция геолокации — грех ее не использовать на сайте. Не стоит забывать и о том, что телефонный номер, расположенный на веб-ресурсе, может быть интегрирован в функцию вызова на мобильном телефоне, то есть, кликнув на ссылку, вы можете позвонить со своего гаджета.
Мобильное приложение — тоже эффективный и развивающийся способ взаимодействия с мобильной аудиторией. Во-первых, приложение может работать в оффлайн. Оно имеет широкий функционал но, в отличие от сайтов, достаточно редко обновляется. Александр Богданов называет коммуникацию посредством мобильных приложений точечной, с их помощью эффективно решаются только конкретные узкие задачи.
1 | Выбирайте способ коммуникации в интернете, исходя из специфики своего бизнеса
На данный момент количество заходов на сайты с мобильных устройств в мире приравнялось к посещениям сайтов с ПК. И, судя по динамике, в следующем году количество заходов на сайты с мобильных устройств превысит посещения с ПК как минимум на 10%. Подобная ситуация прослеживается абсолютно повсюду. Например, в Японии с 2006 по 2010 г. рост просмотров страниц в интернете с мобильных вырос с 17% до 84%, практически полностью вытеснив заходы на сайт с ПК.
Ориентируясь на статистику, можно сказать, что необходимость корректного представления контента на сайтах для мобильных устройств становится все более актуальной. В этом ключе будет правильно проанализировать преимущества и недостатки классических сайтов и их мобильных версий.
Преимущество классического сайта, предназначенного для просмотра на ПК, заключается в том, что он эффективно решает задачи только с экранов стационарных устройств и лэптопов. То есть это решение не гибкое, и оно не способно адаптироваться и масштабироваться под устройства выхода в интернет, которые сейчас получают все большую популярность — мобильные устройства.
Мобильная же версия сайта хорошо решает задачи при коммуникации с мобильной аудиторией в целом, но у нее есть свои минусы: версия адаптирована только под мобильные устройства и при просмотре на ПК она будет урезана. Ее необходимо разрабатывать как дополнение к основному сайту, а значит, всего сайтов будет 2, а то и 3, 4, 5... Каждый из которых будет предназначен для коммуникации с определенных устройств: смартфонов, КПК, планшетов и т.д. При этом если открыть мобильную версию, разработанную под iPhone, скажем, на iPad, то она будет отображаться не совсем корректно. В принципе, мобильные сайты могут быть резиновыми, но при этом они не расширяют свой функционал в зависимости от устройств, на которых они просматриваются. Они не могут существенно перестраивать структуру контента, адаптировать изображения или подгружать визуалы разного объема.
И здесь универсальным решением становится адаптивный сайт — гибрид классического сайта и мобильной версии. Сайт, который автоматически адаптирует контент под любое устройство отображения: начиная с классических Nokia и заканчивая ретина-дисплеями. Адаптивный дизайн — это решение, позволяющее быть максимально гибкими и при этом не плодить большое количество дополнительных версий сайта и т.д.
Мы можем рассмотреть и мобильные приложения, плюсом которых является то, что они позволяют решать конкретные задачи как в онлайн, так и в оффлайн среде. Однако мы столкнемся с существенным недостатком — трудоемкой процедурой обновления и необходимостью создавать разные приложения под каждую операционную систему. Например, вам потребуется как минимум два приложения — под Android и iOS.
2 | Выстраивая работу с аудиторией гаджетов, начните с запуска приложения для iOS
Когда перед вами стоит выбор между мобильным сайтом и приложением, стоит обратить внимание на то, что в целом, оба варианта позволяют решать одни и те же задачи. Они могут использовать функционал устройства, быть обновляемыми, другое дело, что для каждой задачи то или иное решение будет проще, дешевле и разумнее. Приложение для мобильных устройств особо эффективно в случае, когда вам необходимо в полной мере использовать функционал девайса и обеспечить полное погружение пользователя в приложение. В свою очередь, мобильный или адаптивный сайт будет эффективен тогда, когда будет нужно наиболее оперативно предоставить пользователю необходимую информацию, не ограничивая себя жестко заданной структурой ее подачи в приложении.
Если говорить об аудитории, то, вероятно, преобладающее большинство пользователей имеют устройства под операционной системой Android. Впрочем, сначала стоит запускать приложение для Apple, потому что разработка проще и быстрее. Оно затачивается под небольшое количество устройств, работающих под iOS, таких, как iPhone и iPad. В случае с Android речь идет о большем ряде устройств, особенности каждого из которых нужно учитывать при разработке, а это может оказаться в 2-3 раза сложнее.
3 | Возьмите на вооружение упрощенную версию приложения с редиректом на основной сайт
Можно прибегнуть к хитрости, если бюджет проекта ограничен и перед вами стоит задача выпустить приложение. Это изящное решение, при котором приложение перенаправляет вас на сайт. Запустив приложение, пользователь открывает в браузере мобильный или адаптивный сайт, в котором в полной мере доступен весь необходимый функционал. Таким образом, зачастую разработчики фактически брендируют приложением устройства своих клиентов.
Возьмем, например, Facebook, который очень долго со своего приложения перенаправлял пользователей на мобильную версию сайта. Есть смысл в создании таких упрощенных приложений с редиректом на сайт, т.к. контент и функционал на мобильной версии проще обновлять, а забрендировать устройство клиента с помощью приложения придется всего один раз. Но есть и минусы, связанные с тем, что вся информация предоставляется только онлайн.
Преимущество в том, что вы при этом экономите по сравнению с разработкой полноценных приложений «в комплекте» с вашим сайтом. Вам достаточно разработать один сайт и перенаправлять на него с мобильного приложения. Оптимально, если основной сайт будет адаптивным — в этом случае вам обеспечена эффективная коммуникация с пользователями всех устройств.