Меню

Трибуна: Бывает ли социальная ответственность бизнеса не «от лукавого»?

Татьяна Куковякина, независимый консультант по социальному маркетингу   Читаю в рубрике «Трибуна» статью Руслана Сагидуллина «Социальная благотворительность без масок и мифов», соглашаюсь со всеми

Татьяна Куковякина,

независимый консультант
по социальному маркетингу

 

Читаю в рубрике «Трибуна» статью Руслана Сагидуллина «Социальная благотворительность без масок и мифов», соглашаюсь со всеми высказываниями автора. Все верно! До последнего момента, где сказано: «…вот это и есть реальная социальная ответственность, которая выгодна для бизнеса, для общества, для человека. А все остальное — от лукавого». Этой фразой перечеркивается все «остальное», в том числе искренняя, бескорыстная, от всего сердца помощь несчастным, бедным, пострадавшим. Когда кто-то из нас осознает свою ответственность перед сотрудниками — это хорошо, но это только первый шаг к социальной ответственности перед обществом.

СМИ мало говорят о благих деяниях компаний, о благодарности предпринимателям от общественных организаций (а их в Екатеринбурге более 2000). Такая информация приравнивается к рекламе. Складывается впечатление, что благотворительности в бизнесе нет. Ну, по крайней мере, в нашем городе.

Конечно, руководители компаний часто страдают от государственного рэкета. Я держала в руках список предприятий одного из районов города, которых обзванивают и сообщают, какое благородное дело и на какую сумму они должны сделать. Но стоит ли винить в этом власть?! Она прибегает к таким методам вынужденно, поскольку потребность в решении социальных проблем огромна, а бюджет ограничен. Бизнес будет страдать от «социальных поборов» до тех пор, пока не выберет для себя путь — свою стратегию социальной ответственности.

Многие руководители понимают социальную ответственность бизнеса просто: работать как можно прибыльнее, соблюдая законодательство. И при этом платить налоги с полученной прибыли — эти средства идут на решение социальных задач государства. Но есть и другие яркие примеры социальной ответственности. С уверенностью могу говорить, что чаще всего предприниматели помогают по велению души и обычно из собственного кармана. Происходит это бессистемно, раз от раза, расходование пожертвований и их результат не контролируется. Зачастую благородные жесты остаются тайной для сотрудников и даже близких людей — кажется, что это не этично. Вспоминаю, как на раннем этапе развития нашего семейного бизнеса, когда денег с трудом хватало только на необходимые продукты, я услышала по радио слова благодарности в адрес моего мужа от руководителя театра за то, что он дал крупную сумму на операцию актрисе.

Некоторые идут дальше. Поняв потребности внешнего окружения, они разрабатывают программы, которые решают социальную проблему, создают хорошую репутацию компании и одновременно становятся дополнительным рычагом для продвижения на рынке товаров или услуг. Такие программы обычно хорошо освещаются средствами массовой информации, выступают в качестве составляющей бренда. К примеру, так было с передачей лекарственных препаратов компанией «Фармаком» в рамках общероссийской программы адресной помощи ветеранам войны и блокадникам.

У крупных корпораций сейчас стало модным создание фондов, в том числе именных и семейных (когда фонд возглавляет жена или родственник руководителя компании). Всем известен частный благотворительный фонд, учрежденный президентом компании «Интеррос» Владимиром Потаниным. Деньги на социальные нужды в таких организациях распределяются на конкурсной основе. При этом идет четкий контроль за финансами со стороны учредителей фонда, попечителей, экспертов, членов конкурсной комиссии. Чтобы получить гранд какого-либо фонда, необходимо не только грамотно составить проект, но и отчитаться по результатам его реализации.

Благотворительность способна улучшить внутрикорпоративную культуру. Например, РОСБАНК продвигает внутрикорпоративную благотворительную программу «Право помогать есть у каждого». Сотрудники банка имеют возможность самостоятельно определять, каким организациям они хотели бы перечислить часть своей зарплаты, а банк со своей стороны поддерживает подобные инициативы и удваивает эту сумму.

Помогает благотворительность и для формирования круга друзей компании, людей, лояльных ей. Кроме того, благотворительность дает дополнительные возможности для развития деловых контактов. В нашем городе социальные проекты реализуют члены Уральского клуба «Ротари». В прошлом году клуб выделил необходимые средства на приобретение 4,5 тыс. доз вакцины против краснухи для детей Кировского района. Сейчас «Ротари» планирует провести массовую вакцинацию детей и подростков всего Екатеринбурга. Стоимость этого проекта — $228 тыс.

А еще существуют социальная реклама, передача техники нуждающимся, благотворительные балы, природоохранные проекты, спонсорство, стипендии одаренным, волонтерство и т. д. Возвращение яиц Фаберже российским гражданином Виктором Вексельбергом в родную страну — тоже один из видов социальной ответственности. И здорово, что это уже есть в нашей стране и даже в нашем родном городе! Каждый волен распоряжаться своими деньгами и деньгами компании как считает нужным, существует огромное многообразие форм и методов, которое позволяет решать социальные проблемы нашего общества. Но о социальной ответственности бизнеса нельзя говорить, если предприятие не проводит грамотную корпоративную социальную политику для своих сотрудников в первую очередь. Когда нет социальной ответственности внутри компании, а есть внешняя — это от лукавого. Тут я с Вами согласна, господин Сагидуллин.

Обратная связь: dk@apress.ru