Меню

Трибуна: Не законно!

Ирина Мамина генеральный директор АФ «Аудиторское партнерство» Для поддержки российского бизнеса в конце 2008 г. Государственная дума срочно приняла пакет налоговых законов. Предполагалось,

Законы, принятые второпях, опасны для бизнеса.

Ирина Мамина
генеральный директор АФ «Аудиторское партнерство»

Для поддержки российского бизнеса в конце 2008 г. Государственная дума срочно приняла пакет налоговых законов. Предполагалось, что они снизят налоговое бремя и облегчат жизнь предпринимателям. Однако поспешность, с которой эти законы были написаны, сыграла с налогоплательщиками злую шутку: невнятные, неопределенные и непрофессиональные изменения практически зачеркнули благие идеи законодателя.
Нельзя сказать, что законы получились совсем уж бесполезными. Отдельные точечные поправки в пользу налогоплательщиков все-таки заработали. Но бизнесмены рассчитывали на реальное уменьшение налогов, а получили изменения-полумеры, которые не принесли для предприятий ощутимой пользы. Например, с 1 января 2009 г. действует повышенная амортизационная премия (аналог инвестиционной льготы, позволяющий учитывать затраты на приобретение и реконструкцию основных средств для уменьшения налогооблагаемой прибыли) в размере 30%. Для сравнения: в 2008 г. действовала 10%-я премия по основным наименованиям машин и оборудования. В целом это изменение выгодно для налогоплательщиков, но уже несвоевременно, поскольку немногие организации сейчас озабочены техническим перевооружением своих основных фондов и инвестициями.
Никого не радует и ставка налога на прибыль, сниженная с 24 до 20% (по текущему году большинство предприятий сработало с убытком).
Хотели как лучше, а получилось как всегда.

Обманутые надежды
Не работали даже те изменения в законах, которые могли бы принести пользу. Иногда доходило до смешного. Все ждали отмены авансовых платежей по налогу на прибыль, однако Федеральный закон № 224-ФЗ, разрешивший уплачивать авансы по налогу исходя из фактической прибыли, опубликовали 27 ноября 2008 г. Хотя срок очередного авансового платежа приходился на следующий день. Закон не успели прочитать ни налогоплательщики, ни налоговые инспекторы, а первые разъяснения по его практическому применению появились лишь в декабре 2008 г. Но главное даже не в этом. Закон предоставил льготу организациям лишь на IV квартал 2008 г. На 2009 г. новый порядок уже не распространялся — надеялись, что до Нового года кризис закончится.
Некоторым бизнесменам просто не повезло — в 2009 г. они должны платить авансы по-старому (исходя из предыдущей, «докризисной», прибыли), а перейти на уплату налога (исходя из фактической прибыли) до 31 декабря 2008 г. они не успели.
Еще один показательный пример — предполагалось отменить НДС с авансов. НДС с авансов полученных не отменили, зато разрешили применять вычет налога с авансов выданных. Скажете, что это одно и то же? Ничего подобного. Процедура вычетов описана в законе так туманно, что применить ее на практике было практически невозможно, а подзаконные акты и разъяснения начали появляться только сейчас.
Не удивительно, что многие налого­плательщики мечтают работать «по-старому», чтобы не получить дополнительные издержки в виде пени, которые организация обязана заплатить в бюджет, если не угадает ассортимент оплаченного авансом товара и будет сдавать уточненную налоговую декларацию по НДС.
Предвидеть последствия
Непрофессионализм разработчиков породил неразбериху, разногласия с налоговыми инспекторами, налоговые разбирательства в арбитражном суде и в итоге — многочисленные трудовые и финансовые издержки для участников бизнес-среды. Все, кто прямо или косвенно связан с налогами (включая налоговиков, вынужденных работать в условиях неопределенности), понимают: необходима комплексная проработка изменений в налоговом законодательстве и обязательный расчет последствий — как новые нормы повлияют на бизнес.
Это очень важно. Из-за ожидаемого дефицита бюджета контролирующие органы намерены ужесточить налоговое администрирование. Прежде всего это касается компаний, которые показывают в 2009 г. сокращение зарплат сотрудников, снижение налогов, уплачиваемых в бюджет, и убытки по итогам хозяйственной деятельности. На бизнес уже оказывают давление так называемые налоговые антикризисные комиссии. Налогоплательщика, который отказывается повысить соответствующие показатели, ожидают внеплановые выезд­ные налоговые проверки.
При этом налоговые инспекции сообщают, что план по сбору налогов в 2009 г. оставили на уровне 2008 г., несмотря на антикризисные налоговые по­правки, т. е., по сути, платежи налогов должны увеличиться.
Имейте это в виду.
 
мнение ЗА 

Алексей Федотов
начальник департамента налогового и финансового консалтинга ЮФ «Бизнес-Консалтинг»:
— К сожалению, несмотря на безрадост­ные перспективы, описанные Ириной Маминой, вынужден согласиться. Дейст­вительно, законодатель вновь остановился на полумерах. Принятие таких полумер стало «доброй традицией» в налоговом законодательстве. С одной стороны, хотелось бы предположить, что это связано прежде всего с отсутствием четкой стратегии в области налоговой политики. С другой стороны, часто возникает впечатление, что белые пятна, оговорки и противоречия, которые содержит в себе налоговое законодательство, выгодны государству — ведь в тот момент, когда нужно будет закрутить гайки, противоречия можно будет трактовать в свою пользу. Некоторым подтверждением этого тезиса стал и тот факт, что государство заняло совсем не однозначную позицию по отношению к бизнес-сообществу, несмотря на то что все ждали некоторых «антикризисных» послаблений. Минфин и Федеральная налоговая служба (ФНС) решили создать рабочую группу, которая займется ужесточением законодательства о налоговом администрировании, либерализовавшемся в 2006 г. Намерение подстроить правила налоговых проверок «под ФНС» вице-премьер Алексей Кудрин объяснил тем, что в условиях кризиса Минфин будет «поджимать» ФНС, требуя от нее повышения собираемости доходов. Подобные требования Минфина при сложной экономической ситуации, сложившейся в стране, и явном понижении доходов предпринимателей вызывают сильное удивление. Возникает вопрос, а не случится ли так, что налоги будет собирать просто не с кого? Этот вопрос при такой политике государства из риторического начинает переходить в практическую плоскость. 

мнение ПРОТИВ 

Виктория Кропотина
директор компании «Мегус-АМТ»:
— Когда наступают тяжелые времена, вопросы выбора налоговой политики уходят для предприятия на последний план — всех волнует тема выживания в принципе.
Налогоплательщики, которым осталось с чего платить налоги, усиленно оптимизируются, используя не только серые, но и черные схемы для занижения налогооблагаемой базы. И вопрос «Какой размер ЕСН вы считаете оптимальным?» — уже не актуален, работникам просто выдают зарплату в конвертах, как в старые времена. В числе других признаков возврата в прошлое мы видим бартерные операции, расчеты наличкой, векселями. Растет предложение офисов в аренду. Предприниматели сворачивают бизнесы. Снижение ставки по налогу на прибыль для многих из них — как мертвому припарка.
Очевидно, что налоговыми мерами бизнесу в принципе не помочь. Государство должно изобретать более действенные механизмы поддержки предпринимателей. Как минимум обуздать коррупционеров и приблизить банковское кредитование к реалиям бизнеса. Потому что сейчас, на мой взгляд, происходит следующее: с одной стороны, государство раздало банкам в виде господдержки деньги налогоплательщиков, а с другой — ввело дикие огра­ничения по кредитованию этих налогоплательщиков. О ставках я и говорить не буду. В результате банки сидят с деньгами, а налогоплательщики-предприниматели никак не могут рассчитаться друг с другом и вывести свой бизнес из кризиса.